В период ниспослания Священного Куръана племена арабов верили, что джинны являются скрытыми богами, что они родственны Аллаху и что Он имеет среди джиннов Себе подобных. Помимо этого кощунства, арабы также полагали, что джиннам известно тайное и что они посвящают предсказателей и астрологов в небесные тайны.
Арабы верили, что джинны имеют определенную власть на земле и при намерении посетить какое-либо место читали примерно такую молитву: «Прошу защиты у джинна, властвующего над этим местом». Если послушать тех, кто так верит, можно подумать, что весь мир управляется джиннами (астагфируллах!).
К сожалению, подобные языческие представления встречаются и в наше время. Питательной средой для их распространения является отсутствие в обществе истинных религиозных знаний.
В то же время с давних времен и доныне были и есть люди, полностью отрицающие существование джиннов. Все, что говорится о джиннах, они считают мифом и выдумками. Людей же, ставших свидетелями каких-либо событий, связанных с джиннами, они относят к психически ненормальным.
На фоне всех неверных представлений о джиннах— от их полного отрицания до их обожествления и наделения чуть ли не всемогуществом, Ислам проповедует срединное, справедливое, умеренное, истинное и предпочтительное учение о джиннах.
Говоря о существовании джиннов, Ислам предлагает правильное представление о них, отвергая ложь. Ислам опровергает мнимые страхи и опасности, связанные с джиннами.
В действительности джинны — реальные существа, созданные из огня. Синтаксическое значение слова джинн — «огражденный», то есть, огражденный от глаз человека. Поэтому они невидимы человеку.
Будучи невидимыми, они способны видеть нас и другие вещи, они могут принимать различный облик. Среди них, как и среди людей, существуют верующие и неверующие, добрые и злые, заблудшие и нашедшие праведный путь, хитрые и безобидные. Как и у людей, те джинны, которые уверовали в Куръан, в Пророка саллаллаху алайхи васаллам и следуют по правильному пути, попадут в Рай, те же, кто отверг веру и находится на ложном пути, попадут в Ад.
Они никогда не смогут помочь людям чем-либо и не имеют знаний о тайном, поскольку после ниспослания Священного Куръана они были лишены подобных способностей. Что же касается их происхождения от Аллаха, то все эти утверждения — клевета.
В суре «Сабаъ» повествуется о том, как некоторые джинны служили пророку Сулайману алайхиссаллам и как он, умерев, еще стоял, опираясь на посох, а джинны думали, что «он еще жив и наблюдает за ними», и продолжали возложенную им на них работу.
Какую бы главу и проблему исламского вероучения мы ни рассматривали, можем увидеть, что принцип васатыйи присущ и всему вероучению в целом, и отдельным его частям, ибо он утвержден в Священном Куръане и в достоверной сунне нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Основываясь на этом принципе, исламское вероучение не просто заявило о себе всему миру, но и исправило ряд предшествующих учений — истинных по ниспосланию, но искаженных ошибками людей, погасив пыл чрезмерно усердствующих и пробудив к дисциплине ленивых и расхлябанных.