Ислам включает в себя не только вероучение, в нем есть подлежащие исполнению практические требования и указания. Исполнение этих требований и указаний необходимо, чтобы человек не впал в беспринципность и небрежность, то есть, они – лекарство от одной крайности. Но в то же время Ислам так формулирует эти требования и указания и так контролирует их применение, чтобы не допустить их практической невыполнимости, то есть – чрезмерности. Таким образом, и в этой сфере обеспечивается должная мера – васатыя.
Ислам не оставляет человека на произвол судьбы без религиозных требований и указаний, но и не требует от него исполнения чего-либо непосильного.
1. Аллаху, Превелик Он и Преславен, знающему до мельчайших подробностей каждую вещь, прекрасно известно, на что способна каждая душа. Будучи Милостивым, Он не возлагает ни на кого из Своих созданий такой ноши, которую тот не сможет понести.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара» сказал:
«Не возлагает Аллах душу ничем, кроме ее возможности» (аят 286).
Указания и требования Аллаха не выходят за рамки возможностей человека. В зависимости от исполнения человеком посильных для него обязанностей, ему и определяется награда либо наказание.
2. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара» сказал:
«Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения» (аят 185).
Сделать так, чтобы людям всегда было все по силам и никогда не загружать их тяжкими и невыносимыми обязанностями – таково главное и великое правило Ислама. Исламский шариат основан на простоте.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам, отправляя сподвижников Муаза ибн Джабала и Абу Муса Ашъари в Йемен, напутствовал их словами: «Благовещайте, но не отвращайте, облегчайте, но не усложняйте».
3. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:
«Желает Аллах облегчить вам, ведь сотворен человек слабым» (аят 28).
Аллах Сам создал человека и прекрасно знает качества Своего создания. Именно поэтому человек должен осознать, что для него приемлемы указания только его Создателя.
В этом аяте Аллах, Пречист Он, Всевышний, подчеркивает, что человек создан слабым. Может ли Сам Творец, говоря о том, что человек «создан слабым», желать ему трудности? Конечно нет, Он желает только то, что ему по силам.
Существует немало аятов и хадисов, показывающих, что исламский шариат в целом основан на простоте и облегченности. В частности, в упомянутом аяте в вопросах, касающихся мужчины и женщины, семьи и брака, Аллах подчеркивает, что желает Своим рабам облегчения.
Внешне может показаться, что выполнить религиозные указания трудней, чем следовать по пути поддавшихся искушениям. Создается впечатление, что в Исламе запрещено почти все: не смотри на запрещенных для тебя женщин, не оставайся с ними наедине, если хочешь жениться – сначала получи согласие родственников невесты, дай приданное, приведи свидетеля и т.п.
Создается впечатление, что все состоит из обременительных сложностей. Те же, кто поддался греховной страсти, советуют: «Попробуй все, пока молодой, ну и что, что это грех…». Конечно же, это кажется простым и легким путем, но в действительности это совсем не так. И это становится явным, когда мы посмотрим на результат.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что те народы и цивилизации, которые легкомысленно относились к вопросам семьи, поддавались половой распущенности и в результате оказались в кризисе. Именно это явилось основной причиной позорного распада великих империй.
Сегодня же на Западе, говоря их же языком, состоялась так называемая «сексуальная революция». Появились даже ученые в сфере сексуальных отношений. Они начали пропагандировать такую идею: «Пока не будет сексуальной свободы, человек не может быть окончательно свободным. Если сдерживать сексуальные потребности, происходит духовное закрепощение, которое приведет к трусости и другим негативным качествам». В итоге сексуальная революция достигла в странах западной культуры своего пика.
А результат налицо – это целый вал различных бед и напастей, поразивших западное общество в последние десятилетия. Помимо нравственной испорченности, разрушения семьи и общественной морали, исчезновения интереса к жизни, появились и другие многочисленные проблемы.
В результате «сексуальной революции» устрашающими темпами сокращается численность коренного населения развитых стран Запада. Появились невиданные и неслыханные разновидности хронических и заразных болезней, от которых ежегодно умирает огромное количество людей. От тех, кто не умер, рождаются слабые и больные дети. Распространяются различные умственные и психические заболевания.
В довершение ко всему появилась болезнь отсутствия иммунитета человека к другим заболеваниям (СПИД). Эта болезнь вполне обоснованно названа «чумой 20 века», ибо она неизлечима. Причиной заболевания этим недугом является прелюбодеяние. Заболевшие ею обречены на смерть в скором времени. Все в ужасе, все ищут, как избежать этого заболевания, расходуют бесчисленное количество денег. Предлагаются различные способы защиты от этого заболевания, издаются законы, создаются институты.
Однако никому из них не приходит и в голову самый простой и надежный путь – возврат к пути Аллаха. По крайней мере, никто даже не думает о запрете для себя главной причины этой болезни – прелюбодеяния: ибо люди, поддавшиеся чувственному вожделению как «лучшему» для себя образу жизни, уже не могут пересилить себя и пойти против такого образа жизни. Они стали рабами не Аллаха, а своего влечения. Встав на внешне более легкий и привлекательный путь, они с головой погрузились в проблемы, которые обрушили уже не одну великую империю.
У тех же людей, которые выбрали путь, внешне показавшийся трудным, путь, указанный Аллахом, нет ни одной из вышеперечисленных проблем и тягот. Они живут абсолютно свободно и благополучно.
4. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара» Сам учит Своих рабов просить не возлагать на них непосильного груза:
«Господь наш! И не налагай на нас тяжесть, как Ты налагал ее на тех, которые были до нас» (аят 286).
Как известно, за грехи древних народов Аллах, Пречист Он, Всевышний, возлагал на них в наказание трудные обязательства. Кому-то Он приказывал умерщвлять свою плоть в качестве раскаяния, кому-то отрезать одежду для очищения от скверны. Об освобождении от подобных трудностей исламской уммы и говорится в этом аяте:
«Господь наш! И не налагай на нас то, на что нет силы у нас!» (аят 286).
Правоверные всегда готовы к исполнению любых повелений Аллаха. Но уповая на бескрайнюю милость Аллаха и признавая свою слабость, они обращаются к Нему с этой молитвой.
5. В суре «Аъраф», раскрывающей целый ряд качеств нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, говорится, что Пророк
«…И снимает с них их бремя и оковы, которые были на них» (аят 157).
Тем самым Аллах, Пречист Он, Всевышний, подчеркивает, что Его Посланник «облегчает груз на плечах людей и освобождает их из оков».
До призвания Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам на пророческое служение, шариат Божий, ниспосланный прежним народам, в силу грехов людских оказался скрытым от народа, а его место заняли измышления человеческие, ставшие тяжким грузом и оковами для верующих. Это касалось даже сынов Исраила, которым был послан посланник, а также были ниспосланы божественная книга и шариат.
К примеру, одежда любого человека из сынов Исраила не считалась очищенной от попавшей на нее скверны, пока это место не было отрезано. Полученные на войне трофеи они должны были сжигать.
На двери человека, совершившего грех, наносилась надпись о том, как он может смыть свой грех. Так, если было написано, что он должен выколоть себе глаз, то он делал это. Были и еще более ужасные наказания.
Упомянутое в приведенном аяте пророчество исполнилось, и Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам своим пришествием в качестве пророка сбросил непомерный груз с плеч человечества и уничтожил невыносимые оковы.
6. Сам Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам постоянно подчеркивал, что Ислам – это религия, которой присуща простота.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, религия — легка. Кто же будет чрезмерным в религии, (она) одолеет его самого. Будьте же умеренны, и будьте близки к этому, и благовещайте, и просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
Передал Бухари.
Характеризуя Ислам, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Поистине, религия — легка».
По сути, религия состоит из простого. Все ее требования просты, в ней нет никаких трудностей. Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам являются решительным опровержением тех, кто распространяет такую нелепицу, что «исполнение требований исламского шариата затруднительно».
Несомненно, в Исламе нет никаких неодолимых сложностей, и тот, кто намерен жить по-человечески, сразу поймет это. Ислам – это свод заповедей и указаний Аллаха для покорных Ему людей.
Для тех же, кто не желает жить по-человечески, не только заповеди Бога, но и все человеческие требования затруднительны. В то же время ошибаются и те, кто пытается усложнить Ислам и для себя, и для других людей.
«Кто же будет чрезмерным в религии, (она) одолеет его самого».
Тот, кто чрезмерно усердствует в религии сверх установленных шариатом границ, чтобы завоевать себе славу среди людей, будет повержен. Такие люди рано или поздно, так или иначе сойдут с верного пути. Кто-то переусердствовав, перегрузив себя, впадает в крайность и перестает соблюдать даже обязательное. Другие, впадая от своего бессилия в ярость, начинают сочинять новшества (ереси) и делать то, чего нет в религии, чтобы сохранить себе славу. Требуя этого и от других и привлекая их к своему новшеству, они не только запутываются сами, но и других сбивают с пути. Вот это и означает быть поверженным религией.
«Будьте же умеренны».
Делайте так, как указано шариатом, не преувеличивайте и не преуменьшайте.
«и будьте близки к этому».
Будьте в рамках указанного шариатом. Не выходите за них и не отдаляйтесь.
«благовещайте».
Всегда сводите все к хорошему. Всегда говорите о хорошем, говорите хорошо и ожидайте хорошего.
«просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
«Просите о помощи» в этом предложении означает совершайте дополнительные поклонения Аллаху. Трудно быть постоянно занятым молитвами и поклонениями. Поэтому здесь имеется в виду, что это нужно делать с перерывами, во время отдыха.
В хадисе, переданном Бухари, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Самая любимая религия для Аллаха — это легкая ханиф религия (религия, склонная к истине, нежели ко лжи).
В этом хадисе речь идет о главном признаке религии, который более всего предпочтителен Аллаху — это склонность к истине, не требующая каких-либо тяжких и вообще любых внешних усилий. Согласно словарю, словом «ханифия» выражается склонность к истине в противоположность невежеству.
Несомненно, это качество сконцентрировано в Исламе. Наряду с ним в Исламе присутствует и такое качество, как простота.
В древности народ Авраама – Ибрахима алайхиссаллам называли «народом-ханифом», поскольку он был склонен поклоняться не идолам, а Аллаху. Позже арабы стали называть словом «ханиф» людей, сделавших обрезание и совершавших обряд хаджа. Конечно же, это качество нашло свое полное выражение только в Исламе, ибо весь Ислам есть выражение склонности к истине и отказа от различных видов невежества.
Исламский шариат самый простой. В нем нет трудностей и недостатков для человека. Все требования шариата введены именно с целью облегчения жизненных испытаний и вечной пользы для человека. Поэтому, исламский шариат наиболее предпочтителен Аллаху. Руководствующийся им человек склоняется от невежества к истине.