5. Джинны — это творения, которые обладают волей и желанием, способностью к знаниям и просвещению. Им тоже велено уверовать и поклоняться Аллаху, запрещено проявлять неверие и ослушание.
Всевышний Аллах в суре «Зарийат» говорит:
«И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне. Не желаю от них никакого удела и не желаю, чтобы кормили Меня» (аяты 56–57).
Значит, джинны, как и люди, должны совершать ибадат Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах в суре «Анъам» сказал:
«О сонм джиннов и людей! Разве не пришли к вам посланцы из вас, что рассказывали вам Мои знамения и предостерегали вас от встречи с этим вашим днем? Скажут: «Мы засвидетельствовали против себя». И обольстила их земная жизнь и засвидетельствовали против себя, что, поистине, они были неверными» (аят 130).
В аяте Всевышний Аллах обращается с вопросом к сонму людей и джиннов не для того, чтобы узнать, приходили ли к ним пророки из них самих, потому что Всевышний Аллах Сам прекрасно знает, что посылал пророков. Вопрос задается, чтобы джинны и люди признались в том, что к ним приходили пророки из них самих. Этот вопрос задается для того, чтобы неверные люди и неверные джинны признали и подтвердили свои грехи, когда в Судный день все творения соберутся в махшаре — месте всеобщего сбора, чтобы они свидетельствовали против самих себя.
Когда в Судный день Всевышний Аллах спросит их:
«О сонм джиннов и людей! Разве не пришли к вам посланцы из вас, что рассказывали вам Мои знамения и предостерегали вас от встречи с этим вашим днем?»
Они скажут: «Мы засвидетельствовали против себя».
То есть они скажут, сознаемся, приходили к нам посланники из нас самих, рассказывали о Твоих аятах и предостерегали нас от нашей встречи с Судным днем.
«И обольстила их земная жизнь и засвидетельствовали против себя, что, поистине, они были неверными».
В этом аяте существует смысл, указывающий на то, что к джиннам также посылались посланники. Однако больше нет ни одного аята или хадиса по этому поводу. То, что наш Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам послан Посланником Аллаха и людям, и джиннам, является неопровержимой истиной, утвердившейся и в Куръане, и в Сунне, и в действительности.
Следовательно, в Судный день неверные джинны и неверные люди впадут в вышеупомянутое жалкое состояние. Причиной их впадения в такое состояние станут их деяния в земной жизни. Ибо в этом мире:
«И обольстила их земная жизнь».
Они обольстились благами мирской жизни. Преследуя земные интересы, гоняясь за тленными материальными благами, они стали неверными и ослушались. В итоге:
«…и засвидетельствовали против себя, что, поистине, они были неверными».
А это является ярким доказательством того, что они окажутся в безвыходном положении и не смогут найти никаких оправданий своим деяниям. Таким вот образом Всевышний Аллах предостерегает каждого, посылает пророка и вынуждает Своих рабов признаться в этом.
6. Среди джиннов существуют верующие и неверные.
Всевышний Аллах в суре «Джинн» сказал:
«Скажи: “Ниспослан мне вахий, что поистине, прислушались несколько джиннов и сказали: «Поистине, мы услышали Куръан дивный. [Он — Куръан] наставит на праведный путь, и уверовали мы в него, и никогда не придадим сотоварищей нашему Господу никого»”» (аяты 1-2).
Обращаясь к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам в этих двух аятах, Всевышний Аллах разъясняет смысл события, о котором он должен известить Его рабов. То есть путем ниспослания аятов Аллах повелевает Пророку саллаллаху алайхи васаллам известить людей о семи джиннах, которые слушали его кираат в намазе фаджр и, вернувшись к остальным джиннам, сказали: «Поистине, мы услышали Куръан дивный».
Значит, джинны, после того как услышали кираат Священного Куръана от Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, сразу же осознали, что это не простые слова. Они поняли, что произошло всемирно значимое событие и что это именно оно стало причиной больших перемен и в жизни джиннов.
Во втором аяте продолжаются слова, сказанные вышеупомянутыми джиннами своему народу.
«Наставит на праведный путь, и уверовали мы в него, и никогда не придадим сотоварищей нашему Господу никого».
Джинны своим разумом и проницательностью осознали, что Аллах, ниспославший Куръан, является их Господом, уверовали в Него, и поняли, что у Него не может быть сотоварища. К тому же, эти джинны утверждали, что, в отличие от многобожников, они не придадут никого и ничего в сотоварищи Аллаху.
В суре «Джинн» устами джиннов сообщается следующее:
«И поистине, среди нас — мусульмане и среди нас — несправедливые. Кто же стал мусульманином, те выбрали благоразумие, а несправедливые — стали для геенны топливом» (аяты 14–15).
В этих двух аятах еще раз подчеркивается, что среди джиннов, как и у людей, существуют мусульмане. Мусульмане — это джинны, избравшие праведный путь. То есть приняли Ислам не вслепую, а вследствие поисков и изысканий, изучения и сравнения, убедившись, что Ислам несомненно является божественной религией, которая поведет своих последователей к счастью в обоих мирах. Но среди них существуют также и заблудшие неверные.