В шариате на основе Священного Куръана и Сунны изложен ряд обязательств жен перед мужьями в семье. Эти обязательства были определены не мужьями, а шариатом Всевышнего Аллаха.
1. Повиновение жены мужу.
В Исламе повиновение жены мужу представляет собой проявление покорности шариату. Именно поэтому женщина полностью имеет право не повиноваться мужу в тех делах, что противоречат шариату.
Известно, что в каждом обществе есть свой руководитель. Общество, где нет руководителя, не может быть полноценным обществом. Семья подобна маленькому обществу. Она имеет все признаки общества только в миниатюрном виде.
Все народы в один голос утверждают, что обязанности главы семьи должен исполнять муж. В Исламе на руководство мужа смотрят как на ответственность и обязательства. Однако быть «главой семьи», как предполагают некоторые, не подразумевает учинение зулма в отношении остальных членов семьи и права быть абсолютным правителем в стиле «будет так, как сказал я». Напротив, муж, в качестве главы семьи, является ответственным за всесторонне полноценную, счастливую и спокойную жизнь своей семьи.
Семья — это малая община, во главе которой стоит мужчина. Следовательно, одно из условий счастливой семьи — подчинение мужу.
Некоторые мужчины понимают это как право абсолютного правления, злоупотребляют своими шариатскими правами, говоря «будет так, как захочу этого я», и доходят до совершения зулма в отношении своих жен, трактуя по-своему положения шариата.
Некоторые же жены, напротив, понимают покорность мужу как унижение, зависимость и не признают этого. Именно из-за такого неповиновения между ними возникают недопонимания.
На самом деле все обстоит по-другому. Прежде всего такое повиновение ограниченно, потому что согласно правилу шариата, нет подчинения рабу Аллаха в том, что считается грехом перед Аллахом.
К примеру, если родители, муж, руководитель или кто бы то ни был другой, повелевает греховное или харамное, то ему никто не должен подчиняться. К тому же подчинение мужу это повиновение, проявляемое из уважения как к главе семьи. Поэтому это достойное воздаяний дело необходимо исполнять с умом и в рамках семейной жизни.
Всевышний Аллах, восхваляя покорных женщин, в суре «Ниса» сказал следующее:
«А праведные женщины — благоговейные (покорные), сохраняющие [честь] в отсутствие [мужей], благодаря тому, что сохранил Аллах» (аят 34).
То есть в самой природе верующих и праведных женщин есть благоговение, покорность своим мужьям. Значение, которое мы перевели как «благоговейные», в священном аяте выражено словом кāнитатун. Это слово означает «быть покорной по своей воле, желанию и любви». Значит, благоговение правоверных и праведных женщин своим мужьям происходит от осознания ими своей ответственности, а не потому, что они боятся, по принуждению или по какой-либо другой причине. Такая покорность — это покорность прекрасного человека, осознавшего свое место, свои задачи и свою ответственность в жизни.
Еще одно из качеств верующих и праведных женщин, это то, что они «сохраняющие [честь] в отсутствие [мужей], благодаря тому, что сохранил Аллах».
То есть они хранят права, честь и авторитет своих мужей не только в момент, когда находятся рядом с ними, но и при их отсутствии. Они делают это не в соответствии со своими желаниями или требованиями мужей. Нет. Женщины поступают так согласно требованиям единственного Судьи, определяющей высшей силы — Всевышнего Аллаха. Поэтому в аяте говорится «благодаря тому, что сохранил Аллах». Они защищают то, что велит сохранить Аллах.
В хадисе, переданном имамом Ибн Джариром ат-Табари и Ибн Абу Хатимом от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник алайхиссалам сказал:
«Лучшая женщина — это та, которая радует взор, когда смотришь на нее, повинуется твоему приказу, когда приказываешь, и хранит себя и твое имущество, когда отсутствуешь».
В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абдуррахмана ибн Авфа радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Если женщина совершает пятикратный намаз, соблюдает месячный пост, соблюдает целомудрие и повинуется мужу, ей будет сказано: “Входи в рай через любые врата, какие пожелаешь”».
Передается от Кайса ибн Саъда радияллаху анху:
«Добравшись до Хиры, я увидел, как они совершали саджду своему Марзубону. (Про себя) я сказал, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам имеет больше прав на это (чтобы ему совершали саджду).
Прийдя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, я сказал ему об этом. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Скажи мне, будешь ли ты совершать саджду, когда будешь проходить около могилы?
— Нет, — ответил я.
— Не делайте так! Если бы я был повелевающим совершать кому-то саджду, то я бы повелел женам совершать саджду своим мужьям по той причине, что Аллах предоставил им (мужьям) права над ними (женами)», — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам).
Передали Абу Давуд, Хāким и Тирмизи.
В передаче Тирмизи сказано:
«Если бы я был повелевающим совершать саджду кому-то (из творений), то я бы повелел женам совершать саджду своим мужьям».
Муж — глава семьи. Если жена повинуется мужу, то и дети станут повиноваться отцу. В результате в семье будет царить дружба, любовь, семья станет крепкой и благодатной.
Непокорность же жены становится причиной распада семьи и множества других неприятностей. Эту истину должен осознать каждый член каждой мусульманской семьи. Вместе с этим нужно всегда помнить, что нет подчинения ни мужу, ни другому в том, что представляет собой грех в отношении Всевышнего Аллаха.
2. Когда муж находится рядом, жена не должна соблюдать дополнительный — нафл пост без его разрешения.
Положение о таком долге женщины перед своим мужем взято из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Для женщины нехалално поститься в присутствии мужа без его дозволения и впускать в его дом чужого человека без его дозволения».
Передали четверо.
Для фард-поста женщине не нужно чье-либо согласие, но когда муж рядом, она не должна соблюдать дополнительный пост без его разрешения. Допускается, если она постится в отсутствии мужа. Дело в том, что муж может в любое время пожелать побыть с ней, а нафл-пост может стать препятствием этому. Если женщина постится, а муж, не ведая того, возгорелся желанием побыть со своей женой и не достиг цели, между ними могут возникнуть неприятности, ссоры. Повторись такое несколько раз, это обязательно приведет к плохим последствиям.
Видите как? В Исламе шариатское право супруга ставится выше нафл ибадатов! Мусульмане должны очень хорошо осознать эту истину и неукоснительно следовать ей.
3. Женщина не должна впускать в дом чужого человека без разрешения мужа.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Для женщины нехалално поститься в присутствии мужа без его дозволения и впускать в его дом чужого человека без его дозволения».
Передали четверо.
Не впускать в дом чужого человека без разрешения на то мужа является одним из прав мужа на свою жену. Потому что вследствие вхождения в дом чужого человека в его отсутствии, семье может быть нанесен большой вред. Окажись этот человек плохого нрава, он может посмотреть нездоровым взглядом на женщину, оставшуюся без опеки, и возжелать ее; рассказывать секреты семьи другим людям; в конце концов, он может оказаться человеком, который вовсе не нравится мужу, или настроен к нему враждебно.
Любое уважающее себя учреждение и организация не пускают кого угодно в свое помещение без разрешения своего руководителя. Пускать в дом, в лоно семьи кого-то без разрешения главы семьи расценивается как проявление неуважения по отношению к мужу.
Из книги Счастливая Семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.