1441 йил 19 раби́’у ль-авваль | 2019 йил 17 ноябрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Обязательства мужа в обращении с супругой. Часть 1.

09:30 / 08 ноябрь 190 Режим чтения + -

Муж, наряду с исполнением своих финансовых обязательств перед женой, также должен стремиться с благородством исполнять свои обязательства и в обращении с супругой. Они состоят в следующем: 

1. Муж должен хорошо обращаться со своей женой и терпеть причиняемые ею обиды. 

Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать следующее:

«И живите с ними по достоинству» (аят 19)

Согласно учению Ислама между мужем и женой должна быть связь на основе взаимной симпатии, любви, сочувствия, милосердия, заботы, дружбы и привязанности.

Почтенный Умар ибн Хаттаб радияллаху анху сказал человеку, который хотел дать жене развод из-за того, что у того пропала любовь к ней: «Горе тебе! Разве семьи не построены ради любви?! Где же забота?! Где же ответственность?!».

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«Ведь… они взяли с вас твердое обещание?!» (аят 21).

Благодаря никаху супруги соединяются не только телом, но и душами. Их чувства, мечты и надежды, честь и совесть, тайны и секреты, заботы и хлопоты, счастье и благоденствие — все это соединяется, сливается воедино. В Исламе никах и семья являют собой священную связь и очаг, созданный именем Всевышнего Аллаха и на основе сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.  

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: 

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, пусть не причиняет обиду своему соседу и пусть всегда совершает добро женщинам! Потому что они сотворены из ребра. Воистину, самая кривая часть ребра — это ее верхняя часть. Если попытаешься ее выпрямить, сломаешь. Если оставишь в покое, она так и останется кривой. Совершайте же всегда женщинам добро!». 

Передали оба шейха и Тирмизи. 

В другой передаче хадиса сказано:

«Воистину, женщина сотворена из ребра. Она не останется для тебя постоянно прямой на одном пути. Если же сможешь насладиться ею при ее кривизне, то тебе удалось насладиться. Если же ты захочешь ее выпрямить, то сломаешь. Ее сломление — это ее талак (развод с ней)». 

Человеку свойственно совершать ошибки, нет женщины, которая бы их не совершала. Только Сам Всевышний Аллах пречист от грехов и изъянов. Всевышний Аллах сотворил женщину со свойственной ей природой. Она должна быть супругой, матерью, исполнять связанные с этим свои задачи и обязательства. Именно поэтому у женщин должен быть дар проявлять быструю и действенную любовь, милосердие. Женщина выносливее мужчины и способна вынести любые трудности, однако, вне всякого сомнения, она не выдержит такого отношения, как грубое обращение, насилие, неприятные слова. Это свойства ее натуры, природного естества. Учитывая все эти обстоятельства, муж должен обращаться со своей женой благородно, по-доброму.           

Именно поэтому Пророк саллалаху алайхи васаллам в этом хадисе говорит:

«Совершайте же всегда женщинам добро!»

Этот смысл в народе сформулирован мудрым выражением: «Женщина любит ушами». Другая народная мудрость гласит: «Доброе слово окрыляет  женщину». Отсюда следует, что к женщине всегда нужно относиться хорошо, независимо от ее отношения, потому что этого требует женская природа. Согласно упомянутым выше мудростям, Всевышний Аллах сотворил женщину именно такой.    

По этой причине не рекомендуется расследовать все происходящее от женщин в попытках ее изменить. Пожалуй, нужно будет проявить терпение, оставив как есть то, что свойственно ее природе. Вот тогда сократится число скандалов и исчезнет опасность распада семьи. В противном случае, «если же ты захочешь ее выпрямить, то сломаешь». Попытка выпрямить все то, что исходит от женщины, ни к чему хорошему не приведет, пожалуй, может даже довести до распада семьи. 

Следовательно, задача мужа состоит в том, чтобы проявлять терпение к недостаткам жены и стремиться жить с ней в добре и согласии.

В исламском шариате существует много рекомендаций относительно самого важного права женщины, которое она имеет на мужа — право жить в благополучии, чтобы с ней обращались прекрасным образом.

2. Мужу посредством шуток, юмора, развлечений следует баловать свою супругу.  

Пророк алайхиссалам сам обходился со своими женами благообразно, всегда жил с ними в радости, нежил их, оказывал им любезности, повышал их пособия (нафаку).

Он саллаллаху алайхи васаллам шутил и смеялся со своими женами, обращался с ними со всей искренностью.

Мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала: «Когда он (саллаллаху алайхи васаллам) уединялся со своими женами, он становился самым мягким, любезным, великодушным, часто смеющимся и улыбающимся человеком».

Передается от Аиши радияллаху анха:

«До того, как я пополнела, я посостязалась с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в беге и обогнала его. После того, как я пополнела, мы снова бежали наперегонки, и он, обогнав меня, сказал: 

— С прошлым разом это: “один — один”». 

Передали Ахмад, Абу Давуд, Насаи и Ибн Хиббан.

Оказывается, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам устроил соревнование в беге с матерью правоверных Аишей радияллаху анха. Во время этого бега возраст Пророка саллаллаху алайхи васаллам превышал 53 года. А во время следующего бега, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам опередил мать правоверных Аишу радияллаху анха, его возраст был еще больше.  

Передается от Аиши радияллаху анха: 

«Это было в день ийда. Черные (чернокожие) играли с щитами и копьями. То ли я попросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то ли он сам предложил:

— Хочешь посмотреть? — сказал он.

— Да, — сказала я.

Он поставил меня позади себя. Мои скулы касались его скул. Он говорил: 

— О племя Бану Арфида, продолжайте! 

Так продолжалось, пока меня это не утомило. Затем он спросил:

— Ты все?

— Да, — ответила я. 

— Тогда иди, — сказал он». 

Передали Бухари, Муслим и Насаи.

Передается от Аиши радияллаху анха: 

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сидел. Мы услышали шум и голоса детей. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам встал. Смотрим, а там некая абиссинка играет в бубен и танцует, а вокруг нее дети.

— Эй Аиша, подойди сюда, посмотри, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам)

Я подошла и, приложив подбородок на его плечо, начала смотреть на нее (абиссинку через его плечо). Он (саллаллаху алайхи васаллам) спрашивал:

— Еще не насытилась? Еще не насытилась?

Чтобы узнать свою значимость перед ним, я отвечала Нет.

Внезапно появился Умар. Люди вокруг абиссинки разбежались. 

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Я вижу, как шайтаны из людей и джиннов бегут от Умара. 

Тогда я возвратилась».

Передал Тирмизи. 

Время от времени мать правоверных Савда бинт Замъа смешила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Пророку саллаллаху алайхи васаллам нравилось это ее качество.

На шутки матери правоверных Савды бинт Замъы Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвечал с соответствующей любезностью. 

Ибн Саъд в своей знаменитой книге «Тобакот» приводит об этом следующий ривайат: 

«Савда радияллаху анха сказала Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

— О Посланник Аллаха, вчера я совершила намаз за Вами. Вы совершили рукуъ до такого положения, что я придерживала нос, дабы не пошла кровь.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рассмеялся. Она время от времени смешила Пророка саллаллаху алайхи васаллам».

Передается от Абу Саламы радияллаху анху:

«Аиша радияллаху анха сказала:

“Как-то Савда пришла к нам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сел между нами. Он саллаллаху алайхи васаллам сидел, закинув одну ногу ко мне в объятья, другую — к ней в объятья. Я приготовила хариру[1] и предложила поесть Савде:

 — Ешь, — сказала я. 

Она отказалась. 

— Если не будешь есть, обмажу твое лицо, — сказала я. 

Она снова отказалась. Я взяла немного еды из блюда и помазала на ее лицо. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам засмеялся. Пророк саллаллаху алайхи васаллам убрал ноги из ее объятьев. Создав условия, чтобы она отомстила мне, он сказал: 

— Ты тоже намажь на ее лицо!

Она взяла немного еды из блюда и помазала мне на лицо. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам смеялся…». 

Передал Насаи. 

3. В таких делах, как шутки-остроты и развлечения, обязательным условием является соблюдение умеренности.  

В этом вопросе женщинам ни в коем случае не разрешается выходить за рамки приличий, предавшись вольностям, совершать порицаемые действия и деяния вопреки шариату. Если от них станут исходить неверно сказанные слова или поступки, их нужно поправлять. Так делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. 

Передается от Абу Мусы радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам заболел и его состояние ухудшилось. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: 

— Велите Абу Бакру, пусть возглавит намаз для людей. 

Аиша сказала:

— Он мягкосердечный человек, он не сможет возглавить намаз для людей, если будет стоять на Вашем месте.

Он (алайхиссалам) сказал:

— Велите Абу Бакру, пусть возглавит намаз для людей. 

Она (Аиша) снова повторила свои слова. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал (ей):

— Скажи Абу Бакру, пусть возглавит намаз для людей. Воистину, вы (женщины) — из женщин Юсуфа. 

Тогда к нему (Абу Бакру) пришел вестник и тот возглавил намаз для людей еще при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».  

Передали Бухари, Муслим и Тирмизи. 

4. Нужно быть умеренным в ревности. Муж не должен ревновать свою жену попусту. 

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: 

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Воистину, Аллах ревнует. Мумин тоже ревнует. Ревность Аллаха — это совершение мумином того, что Аллах сделал харамным». 

Передали Тирмизи и Бухари. 

Под «ревностью» в сущности понимается гнев правообладателя по поводу допущения сотоварищества в том, что принадлежит только ему и в чем сотоварищество недопустимо. В жизни под этим понимается ревнование супругами друг друга по отношению к другим людям.

В этом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам наряду с тем, что ревность свойственна Всевышнему Аллаху, сообщает и о том, что у мумина тоже должна быть ревность. Также поясняется, что ревность Аллаха возникает в результате совершения мумином харамного — того, чего велел не делать Всевышний. То есть совершение того, что должно было бы оставлено ради Всевышнего Аллаха, выполнение повеления не Всевышнего Аллаха, а кого-то другого, само по себе приводит к ревности, точнее к гневу Аллаха азза ва джалла. Каким же бывает гнев простого немощного существа, как человек, когда подчиненный ему другой человек исполняет пожелания другого? Однако же этот человек считает для себя подобающим делать то, что сказали другие, оставив при этом повеления Аллаха, Кто Могущественен во всем.     

Раз уж ревнует Всевышний Аллах, то и мумин-верующий тоже должен ревновать. Умеренная ревность, не достигшая уровня васвасы

[2], считается хорошим качеством. 

В заключение можно сказать, что умеренная ревность — хорошее качество. Это качество присуще Аллаху, Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и истинным праведным мусульманам.

[1] Харира — арабское блюдо (густой суп) из баранины, крупы и овощей.

[2] Васваса (وسوسة) — слово васваса применяется для указания на тихий голос, оно обозначает всякую беспорядочную негласную речь; следовательно, когда что-то не утверждается в сердце и сердце не находит успокоение, и это явление повторяется вновь и вновь, это называется васвасой.  В шариатской терминологии васвасой называется наущение шайтана.

Из книги Счастливая Семья.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
В этом вопросе среди людей также есть множество недопониманий. Некоторые мужчины и женщины придерживаются понятий, что в таком состоянии нельзя совершать половую читать полностью

463 14:00 / 06 сентябрь
..В приведенных выше строках мы изучили некоторые доводыаргументы, призывающие к никаху. Безусловно, помимо указанных существует множество других доказательств, читать полностью

352 16:00 / 26 март
..Передается от Джабира радияллаху анху.Я женился. Посланник саллаллаху алайхи васаллам спросил у меняndash На которой ты женилсяЯ ответил ndash На молодой женщине.Он читать полностью

407 10:50 / 19 июнь
..первая статьяСлово .никах, лексически означает .соединение,, .совокупление,, .объединение,.По шариату же, никах ndash это связь, посредством которой возникает читать полностью

511 15:00 / 25 февраль
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью