Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:
«О люди Книги! Не проявляйте чрезмерности в своей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. Поистине, Мессия Ийса, сын Марйам — лишь посланник Аллаха и Его слово, что (Он) бросил Марйам, и дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите «троица»! Прекратите, это — лучше для вас. Поистине, Аллах — единый Бог. Пречист Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему (принадлежит) то, что в небесах и то, что на земле. И довольно Аллаха как поручителя!» (аят 171).
Вероучение людей Книги в ее начальном виде было верным. Однако со временем, особенно под воздействием императоров Рима, их вероучение было искажено в существенных вопросах.
Раба и Посланника Аллаха Ийсу алайхиссаллам они объявили единосущным «Сыном Бога» по природе. Затем они стали утверждать, что единый Аллах имеет одну сущность, но три ипостаси или лица: «Отец, Сын и Святой Дух».
Помимо этого, в богослужебной практике они возвели святую Марйам (Марию) де-факто в божественный ранг, присвоив ей титул «Богородица» и обращая к ней мольбы о спасении.
С одной стороны, объявив сущность Бога непознаваемой, с другой, они стали вникать умом в эту сущность, используя при этом понятия, взятые не из Книги Аллаха, а из философских сочинений, рассуждать о количестве ипостасей в этой сущности и так далее. В конце концов, принятое ими учение о единой сущности Бога с тремя ипостасями оказалось настолько запутанным и непонятным для подавляющего большинства верующих, что иначе, как проявлением чрезмерности его трудно охарактеризовать.
В суре «Маида» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«Скажи: «О обладатели Книги! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за порочными страстями народа, что действительно впал в заблуждение до этого, и ввели в заблуждение многих, и сбились с ровной дороги» (аят 77).
Это обращение адресовано последователям Писаний, живших в то время, когда были ниспосланы данные аяты, и позднее. В этих аятах звучит призыв не следовать их предкам и влечениям их нафса. Поскольку они оказались заблудшими сами, запутали других и в результате, окончательно отошли от верного пути.
Мы уже говорили, что чрезмерность по-арабски обозначается словом «гулув». Но «гулув» — это еще и привнесение в религию того, что в ней нет, с целью показать себя более набожным.
К примеру, чрезмерность христиан в возвеличивании Ийсы алайхиссаллам стала причиной искажения того чистого вероучения, которое он принес. Подобных примеров очень много.
Именно поэтому, Аллах, Превелик Он и Преславен, поручает Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам призвать людей Книги не быть чрезмерными и несправедливыми. Но это требование — не быть чрезмерными в религии — касается и самих мусульман!
В обоих вышеприведенных аятах приводится слово «гулув», от которого люди открыто предостерегаются. Наряду с этим в Священном Куръане имеются аяты, в которых использовано не само слово «гулув», а то понятие, которое оно выражает, но в других терминах. Такие аяты имеются в сурах «Маида», «Тавба» и «Кахф».
«Гулув» осуждается и в сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы постараемся ознакомить вас с некоторыми хадисами, затрагивающими данную тему.
Имам Ахмад, Ибн Хузайм и Насаи передают от Ибн Аббаса хадис, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Остерегайтесь чрезмерности в религии. И поистине, тех, кто был до вас, погубило ни что иное, как чрезмерность в религии».
В «Сахихе» Муслима говорится: «Поистине, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Погибли те, кто допустил чрезмерность». Он сказал это трижды».
В переданном от Абу Давуда хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Не создавайте себе трудностей, чтобы не создавались вам трудности. И поистине, некий народ, что создал себе трудности, и Аллах создал им трудности. Вот их остатки — в кельях и в монастырях. «…А монашество они изобрели (сами) — не предписывали Мы его им».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, религия — легка. И кто будет чрезмерным в религии, (она) победит его самого. Будьте же умеренны, и будьте близки к этому, и благовещайте, и просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
Передал Бухари.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам призывает не заниматься духовными подвигами чрезмерно, не мучить себя излишним упорством, а придерживаться срединности, стремиться к совершенству, всегда благовествовать о хорошем, не упускать благоприятных возможностей и использовать их.
Характеризуя Ислам, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Поистине, религия — легка».
То есть, религия по своей сути состоит из простых и понятных каждому вещей, все ее предложения просты. В ней нет никаких неодолимых трудностей. Тот, кто намерен жить по-человечески, сразу поймет это.
Наряду с этим, ошибочно и мнение тех, кто, принижая Ислам, пытается его усложнить.
«И кто будет чрезмерным в религии, (она) победит его самого».
Тот, кто чрезмерно, переходя границы, намерен делать больше, чем положено, чтобы завоевать славу, будет повержен. Такие люди со временем сойдут с верного пути.
Другие, впадая в фанатизм, делают то, чего нет в религии. Требуя этого же и привлекая к этому остальных, они запутываются сами и сбивают с пути других. Вот это и означает быть поверженным религией.
«Будьте же умеренны».
То есть, делайте так, как указано шариатом, не преувеличивайте и не преуменьшайте.
«и будьте близки к этому».
Будьте в рамках указанного шариатом. Не выходите за них и не отдаляйтесь.
«и благовещайте».
Всегда сводите все к хорошему. Всегда говорите о хорошем, говорите хорошо и ожидайте хорошего.
«и просите помощь ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
«Просите помощи» означает совершать дополнительные поклонения. Быть постоянно занятым молитвами и поклонениями трудно. Поэтому здесь имеется ввиду, что это нужно делать с перерывами, во время отдыха.
Существует очень много неверных представлений об Исламе. Наиболее распространенным из них является заявление о том, что требования Ислама очень сложны и затрудняют жизнь человека.
В ответ тем, кто говорит о сложности Ислама, мы спрашиваем: «Что же в нем трудного?!». Что же в нем сложного, в сравнении с другими религиями и с неверием?
Чтобы стать мусульманином, достаточно лишь произнести на словах свидетельство признания (калимату шахада: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и Посланник») и подтвердить это сердцем. Больше ничего не нужно. Не нужно идти в какое-то особое место, проводить какой-то особый ритуал, не нужно делать ничего подобного крещению и т.п.
Не нужно и заучивать какие-либо уставы, получать документ от различных людей и учреждений, отвечать на вопросы, а в случае неудачных ответов давать взятки, быть сначала кандидатом, чтобы только потом стать членом объединения и т.п.
Никаких неодолимых сложностей нет и в том, что Ислам требует от членов мусульманского общества. Даже требования поклонения Аллаху имеют своей целью и результатом пользу каждому мусульманину лично, мусульманскому обществу, обществу в целом и всему человечеству.
Для совершения предписанных поклонений в Исламе не требуется ни специального места, ни особой одежды, ни различных предметов или специально подготовленных людей. Каждый может совершать поклонения Всевышнему в любом месте, в обычной одежде и в любое время. Необходимо лишь соблюдать положенную чистоту и благочестие.
Для покаяния в Исламе человеку достаточно лишь искренне раскаяться, попросить прощения и не повторять совершенных ранее грехов. Для этого не требуется, как в других религиях, проведения особого ритуала, участия культового посредника, принимающего раскаяние, или приобретения документа о «прощении».
Ислам требует от человека главного — возвышения с уровня животных ощущений до уровня истинного наместника Аллаха на земле. Но Ислам изначально не ставит цели привести человека к уровню неземного ангела! Поэтому те, кто считает требования Ислама трудновыполнимыми, просто хотели бы оставаться на уровне переживания животных ощущений.
Ислам не желает людям трудностей, возложения на них того, что выше их терпения. Поэтому он предостерегает тех, кто по собственному желанию впадает в чрезмерность, стремясь совершать больше дополнительных поклонений.