1442 йил 3 сафар | 2020 йил 21 сентябрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Современные аргументы и фатвы о правильности мазхабов фикха. Часть 1

09:30 / 15.11.2019 1012 Режим чтения + -

Обратимся к решению Академии Исламского Фикха, действующей при самой авторитетной в мире исламской организации Рабитатул Ааламил Ислами, расположенной в Священной Мекке. Но прежде чем мы это сделаем, хотелось бы особо отметить, что как в Учредительном собрании Рабитатул Ааламил Ислами, так и в Академии Фикха председательствует верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдулазиз ибн Баз, а их членами являются несколько его соратников. А большинство тех, кто отвергает мазхабы, утверждают, что являются последователями этих людей. Мы надеемся, что приводимые ниже аргументы покажут, насколько обоснованны эти утверждения.

РЕШЕНИЕ №9

Решение по проблеме «Разногласия по фикху среди мазхабов и проявление фанатизма к мазхабам», принятое на десятом ежегодном собрании Академии Исламского Фикха в 1408 году хиджры.

Да будут восхваления только Самому Аллаху. Да будут благословления и приветствия нашему господину и Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, за которым нет другого пророка! Амма баъду:

Академия Исламского Фикха при Рабитатул Ааламил Ислами на своем десятом ежегодном собрании, проходившем в Священной Мекке с субботы 24-го сафара 1408 г. х. (17 октября 1987 г.) по среду 28-го сафара 1408 г. х. (21 октября 1987 г.), рассмотрела вопрос о разногласиях в фикхе между соблюдающимися мазхабами, а также проблему проявления со стороны последователей некоторых мазхабов фанатизма, выходящего за рамки умеренности и даже доходящего до степени высказываний с укором в адрес других мазхабов и их улемов. Собрание исследовало проблему разногласий между мазхабами, порождаемую в умах и представлениях современного подрастающего поколения. В большинстве случаев эти молодые люди не ведают ни о смысле этих проблем, ни об их основах. В результате некоторые сбивающие с пути, говоря, «раз исламский шариат един, а его сущность установлена в Куръане и Сунне Пророка, то почему же мазхабы разногласят, почему же мусульмане не объединятся и не последуют одному мазхабу?», стремятся ввести в заблуждение многих людей. Также собрание уделило внимание вопросам о фанатизме в мазхабах со всеми вытекающими проблемами, в частности, это проблемы касательно появившихся сегодня новых ошибочных направлений, представители которых призывают идти по пути нового иджтихада, высказывают оскорбительные слова в адрес мазхабов, которые принимает исламская умма испокон веков, а также в адрес улемов этих мазхабов, чем порождают смуту среди людей.

Собрание обстоятельно изучило названные проблемы, их причины и вытекающие из них заблуждения и смуты, и решило адресовать обеим сторонам – как вводящим в заблуждение, так и фанатикам нижеследующее заявление.

Во-первых: о разногласиях между мазхабами:

Существующие в мусульманских странах разногласия между мазхабами имеют два вида:

1. Разногласия между мазхабами акийды.

2. Разногласия между мазхабами фикха.

Первый вид – это разногласия, относящиеся к вопросам вероубеждения. В реальности такое разногласие представляет собой большое несчастье, приведшее исламские страны к бедам и напастям, разрушившее единство мусульман и внесшее раскол в их ряды. Это весьма печальное явление, которого не должно было быть, то есть по шариату предписывается ваджибом недопущение разногласий по вопросам акийды. Исламская умма должна объединиться в мазхабе Ахлус сунна вал джамаа, которая олицетворяет идею здравого и первозданно чистого Ислама времен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и времен праведных халифов. По этому поводу в хадисе, переданном от Ирбада ибн Сарии радияллаху анху, сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал такое указание:

«Вам надлежит соблюдать мою сунну и сунну праведных халифов. Так, держитесь за нее крепко».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Второй вид – это разногласия между мазхабами фикха по некоторым вопросам. Есть ряд научных причин, требующих наличия такого вида разногласий. В этом усматривается великая мудрость Всевышнего Аллаха, в которой в том числе есть милосердие для Его рабов и открытие широких возможностей для выведения положений на основе шариатских аргументов. К тому же, являясь благом и богатством в сфере фикха и канонов, это создает для исламской уммы облегчение и простор в религиозных и шариатских делах. И тогда не будет ограничения только одним положением, одной шариатской практикой, от которой нельзя было бы переходить к другой. Напротив, если иногда, в некоторых делах умма станет испытывать неудобства в мазхабе одного из имамов-факихов, послабление и облегчение найдется в другом мазхабе. Это может касаться вопросов ибадата, торговых сделок или семейных отношений, гражданских и уголовных судебных дел, а также других сфер жизни.

Этот второй вид разногласий между мазхабами является разногласием в фикхе. Оно не представляет собой ни недостаток нашей религии, ни противостояние в ней. По сути, отсутствие такого разногласия было бы нонсенсом. Невозможно, чтобы у каждой уммы, обладающей своим совершенным фикхом, иджтихадом и положениями, не было разногласий в иджтихаде фикха.

Если говорить исходя из действительности, таких разногласий не может не быть. Ведь исконные аргументы вбирают в себе несколько смыслов. Равным образом аргумент не может охватить все вероятные случаи. Ибо как сказали некоторые улемы рахматуллахи алайхим, аргументы ограничены, а случаи не ограничены. Раз так, то необходимо обращаться к кийасу, посмотреть на недостатки положений (хукмов), на намерения основателя шариата, на цели шариата в целом, а также необходимо вводить положения по вновь возникающим ситуациям и вопросам. В такой ситуации представляется естественным существование различий в понимании улемов, в выборе ими приоритета из нескольких вероятностей и в вынесении ими соответствующих решений (положений). Каждый из этих улемов нацелен на истину и ищет ее. Так, кто из них правильно найдет искомое, тот получит вознаграждение в двойном размере, а кто ошибется, получит одно вознаграждение. Именно здесь возникает облегчение, появляется простор (в положениях) и исчезают ограничения.

Что же может явиться недостатком в этих межмазхабных расхождениях?! Как мы раскрыли выше, в этом нет ничего, кроме только добра и милосердия. В реальности это есть благо и милосердие Всевышнего Аллаха Своим верующим рабам. В то же время, это обстоятельство представляет собой огромное богатство в области законоведения и превосходство, которым может гордиться исламская умма. Однако иностранные сбиватели с пути, воспользовавшись слабостью исламской культуры нашей мусульманской молодежи, особенно тех ее представителей, кто обучается за рубежом, посредством обмана и клеветы показывают им расхождения в мазхабах фикха как вероубежденческие разногласия. Не видя различий между этими двумя видами расхождений, они утверждают, что «в шариатее имеются противоречия». На самом деле это не так.

Во-вторых. Что касается категории людей, которые призывают отвергнуть мазхабы, пытаются принудить людей следовать по пути нового иджтихада и клеветнически упрекают существующие мазхабы фикха и их имамов, то в этом нашем заявлении о достоинствах мазхабов фикха и их имамов есть то, что делает ваджибом для них воздерживаться от этого своего мерзкого метода, от введения в заблуждение людей и от внесения розни среди них. Сейчас мы нуждаемся в объединении перед опасными попытками врагов Ислама расколоть нас, а не в бесполезных призывах, которые разъединяют людей.

Да будет множество благословений и приветствий Аллаха лучшему из нас – Мухаммаду, его семейству и его сповижникам! Да восславится Аллах, Господь миров!

(Документ дословно переведен из десятого номера восьмого выпуска «Журнала Академии Исламского Фикха»).

Конечно, после этого заявления одной из самых авторитетных организаций мира – Академии Исламского Фикха при Рабитатул Аламил Исламий у каждого сознательного мусульманина не должно оставаться никаких сомнений по поводу истинности мазхабов фикха и необходимости почитать их. На этом можно было бы и завершить наш разговор.

Однако… Однако наши братья, ныне отвергающие мазхабы и продолжающие бросаться с упреками на улемов-муджтахидов, могли бы сказать: «Этому документу уже почти десять лет. К тому же под этим документом, наряду с шейхом Ибн Базом и его единомышленниками, свои подписи поставили и некоторые фанатичные приверженцы мазхабов. А это убавляет силу документа». Исходя из такой вероятности мы повременим с заключительным словом.

 

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
..Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам ndash последний Пророк и господин Пророков и Посланников являлся лучшим мужем, о чем сам он сказал так .Лучшим из вас читать полностью

1200 17:07 / 01.12.2018
..Хадис, который был приведен нами в предыдущем статье, указывает на то, что шариат запрещает свататься к такой женщине, к которой уже посватался другой мужчина, читать полностью

1097 16:00 / 10.01.2019
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 43 55О читать полностью

6893 11:30 / 20.09.2019
..Согласие рида жениха и невестыЕсли оба они или хотя бы один из них не согласен вступить в брак, бракосочетание будет недействительным, поскольку в брак вступают читать полностью

1249 13:30 / 19.02.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью