О люди, все еще не верующие в послание Аллахом истинной Книги Своему Посланнику! Раскройте глаза, Тот, в Чье могущество вы не верите, Он есть! В суре "Раъд" сказано:
2. Аллах — Тот, Который воздвиг без опор небеса, которые видите, потом совершил истива на Арш [овладел Аршем][1]. И подчинил Он [служащими] солнце и луну. Каждое (светило) движется до назначенного срока. Управляет Он делами, разъясняет аяты-знамения — быть может, убедитесь во встрече с вашим Господом.
«Аллах — Тот, Который воздвиг без опор небеса, которые видите».
Вы постоянно видите небо. Также вы знаете о его безграничности. А еще вы знаете, что ни вы и никто другой, в кого вы верите, не были причиной такого его состояния, что ни у кого, кроме Аллаха, не хватит могущества для того, чтобы привести его в такое состояние. Тот, Кто воздвиг такое вот небо, чему вы поражаетесь, — это Аллах. Разве Тот, Кто способен сделать такое великое дело, не мог бы послать Своему любимому рабу истинную Книгу?! Именно этот Аллах — Тот, Кто «потом совершил истива на Арш [овладел Аршем]».
Арш — это самое высочайшее положение. Только Сам Аллах совершает истива на него — овладевает им. Разве не мог Всевышний Аллах, обладающий таким высочайшим положением, ниспослать Своему Посланнику истинную Книгу?! А еще Он:
«И подчинил Он [служащими] солнце и луну».
Солнце вы видите днем, а луну — по ночам. Вы знаете, насколько они важны для жизни на земле. Вместе с тем вы также хорошо знаете, что ни вы, ни другие, помимо вас, не сотворяли и не могут подчинить своей воле оба эти светила. И единственный, Кто сотворил эти солнце и луну, разместил их во вселенной и подчинил своей воле, — это Аллах. Разве не мог Тот, Кто способен на такое дело, послать Своему Пророку через вахий истинную Книгу?!
«Каждое (светило) движется до назначенного срока».
И солнце, и луна двигаются до определенного срока по назначенному для них пути — траектории. Они не могут выйти за предписанные Аллахом пределы. Потому что если они даже немного отклонятся в сторону, мир может разрушиться. Разве не мог установивший это дело Аллах послать Своему Посланнику истинную Книгу?!
«Управляет Он делами…»
Он — Аллах управляет всеми делами на свете. Да, какое бы событие ни происходило во Вселенной, все это происходит под управлением Аллаха, в том числе и все упомянутые выше события. Разве не мог способный на такие дела Аллах послать Своему Посланнику истинную Книгу?!
Аллах, наряду с тем, что управляет всеми делами, также и:
«…разъясняет аяты-знамения».
И когда вы увидите эти аяты-знамения, вспомните и станете брать назидание, то:
«Быть может, убедитесь во встрече с вашим Господом».
Потому что аяты-знамения указывают на необходимость и несомненность встречи с Ним. И вот, когда вы встретитесь со своим Господом, то есть когда будете воскрешены в День воскресения, то будете спрошены об иймане, в частности, о вашем иймане в истинную Книгу Аллаха.
В следующих аятах также приводятся доказательства могущества Аллаха:
3. И Он — Тот, Который распростер землю и установил на ней незыблемые [горы] и реки. И из всех плодов сделал на ней пары — по двое. Покрывает Он ночью день. Поистине, в этом — действительно аяты-знамения для народа, что размышляет.
Да, Он распростер землю перед вашими глазами. Куда бы вы ни посмотрели, перед вами распростерта земля. Кто сделал ее такой? Разумеется, сделал Аллах.
Вместе с тем Аллах: «установил на ней незыблемые [горы] и реки».
Кто установил прочно стоящие, незыблемые горы на земле? Кто сделал текущими реки на земле? Конечно же, Аллах. Он Тот, кто:
«И из всех плодов сделал на ней пары — по двое».
Если бы во фруктах не было свойства парности — мужского и женского начал, то они бы не давали плодов. Кто же сделал это? Разумеется, Всевышний Аллах.
«Покрывает Он ночью день».
Ночь и день тоже являются парой и покрывают друг друга. По очереди ночь покрывает день, а день покрывает ночь. Этот процесс продолжается испокон веков. Итак, кто же делает это? Несомненно, Всевышний Аллах. Каждый человек должен поразмышлять над этими событиями:
«Поистине, в этом — действительно аяты-знамения для народа, что размышляет».
А те, которые не размышляют, будут пребывать подобно неразумным животным.
4. И на земле — участки сопредельные, и сады виноградные, и нивы, и финиковые пальмы — разнокоренные или однокоренные, — орошаются они одной водой, но Мы даем преимущество одним из них над другими по вкусу. Поистине, в этом — действительно аяты-знамения для народа, что разумеет.
В этом священном аяте внимание обращено на посевы. На земной поверхности существуют сопредельные друг с другом различные участки — посевные земли. На этих земельных участках произрастают различные виноградники, фруктовые сады, однокоренные и разнокоренные финиковые пальмы. Эти сады и деревья орошаются одинаковой водой. Земля одна, вода одна, питательные вещества одинаковы:
«Но Мы даем преимущество одним из них над другими по вкусу».
И это тоже доказательство могущества Аллаха.
В самом деле, если подумать, в нынешнее время существуют несколько сотен сортов винограда: даже если они и сажаются на одной земле и орошаются из одного канала, у них разные плоды. По вкусу они разные. Так кто же делает их такими? Конечно же, Аллах.
Так же и с посевами. Их высеивают на одинаковой земле, одинаково орошают, но их вкус разнообразен. То же самое и финики. Земля одна, вода одна, но вкус их плодов не похож друг на друга. Так кто делает их такими? Разумеется, Аллах.
Каждый человек должен использовать свой разум и подумать над этой истиной:
«Поистине, в этом — действительно аяты-знамения для народа, что разумеет».
А те, которые не используют разум, будут пребывать подобно неразумным животным.
Этому их состоянию:
5. И если удивляешься, то еще удивительнее их слова: “Неужели даже когда окажемся мы прахом, поистине, мы станем, действительно, в новом сотворении?!” Они — те, которые проявили неверие в своего Господа, и они те, у кого оковы на шеях. И они — обитатели огня. Они в нем вечно пребывающие.
«И если удивляешься» тому, что неверные не разумеют даже когда находятся среди упомянутых выше аятов-знаков и видят их воочию, то существует еще более удивительное обстоятельство. Эти неверные говорят:
«Неужели даже когда окажемся мы прахом, поистине, мы станем, действительно, в новом сотворении?!»
Даже увидев столько аятов и знаковых явлений, которые свидетельствуют о могуществе Аллаха, они все еще говорят эти слова. Разве не может Аллах, осуществивший эти великие явления, сотворивший небо и землю, солнце и луну, а также другие творения, управляющий всем миром, совершающий столько дел, воскресить их вновь?!
Вот это уже: «еще удивительнее».
Говорить такие слова — это признак злосчастия.
«Они — те, которые проявили неверие в своего Господа».
Если бы они не проявили неверия, то не поступали бы так и не говорили бы такие слова.
«И они те, у кого оковы на шеях».
Из-за того, что в этом мире они заковали свои разум и мышление в оковы, то есть не познали Аллаха, используя свой разум и свое мышление, в ахирате на их шеи будут надеты оковы.
«И они — обитатели огня».
Кто же, как не они, станет обитателем ада?
«Они в нем вечно пребывающие».
Эти неверные навечно останутся в аду.
[1] Арш — Трон Всевышнего Аллаха.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.