73. Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам зашел к ней, с ней была одна женщина. Он спросил:
— Кто эта женщина?
Она (Аиша) сказала:
— Такая-то, рассказывает о своих намазах.
Он сказал:
— Неужели? Совершайте то, что вам под силу. Клянусь Аллахом, не надоест это Аллаху, пока это не надоест вам! Аллах любит то поклонение, в котором совершающий его постоянен!».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Аиша радияллаху анха сидела с одной женщиной, когда вошел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Женщина встала, собралась уйти. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Кто эта женщина?». Аиша радияллаху анха ответила: «Такая-то, рассказывает о своих намазах».
Из других ривайатов известно, что это была Хавла бинти Тувайт ал-Асадийа радияллаху анха. Аиша ответила: «Это Хавла бинти Тувайт из Медины, она совершает намаз дольше всех и не спит по ночам».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Неужели! Совершайте то, что вам под силу. Клянусь Аллахом, не надоест это Аллаху, пока это не надоест вам! Аллах любит то поклонение, в котором совершающий его постоянен!».
Отсюда видно, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам не одобряет, что Хавла радияллаху анха проводит все ночи напролет в намазах. Он выражает свое отношение к этому восклицанием «Неужели!», после чего доводит положение Ислама:
«Совершайте то, что вам под силу».
При совершении дополнительных поклонений (нафл) выбирайте то, что вам под силу, исходите из своей разумной нормы. К примеру, если мусульманин намерен совершать дополнительные поклонения помимо обязательных (фард) и необходимых (ваджиб), пусть учитывает свою выносливость и не мучает себя, полностью отказываясь от сна по ночам и непрерывно совершая намаз подобно Хавле бинти Тувайт.
«Клянусь Аллахом, не надоест это Аллаху, пока это не надоест вам!»
Аллаху не нужно, чтобы вы, излишне утруждая и мучая себя, совершали намаз через силу. Да, Аллаху не сложно воздавать вам согласно вашим усилиям, но заставлять себя и делать это сверх своего терпения хуже для вас самих.
«Аллах любит то поклонение, в котором совершающий его постоянен!»
Больше всего Всевышний Аллах любит те деяния в религии, которые отличаются постоянством. Нет пользы от деяний, совершаемых в начале с излишним рвением, но потом прерванных. Полезнее то, что делается понемногу, но постоянно. Религия Ислам призывает к умеренности, запрещая излишество и чрезмерность.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Мужчина может спрашивать о женщине, посетившей его дом.
2. Женщина может сообщать своему мужу о своей гостье и о том, что она говорила.
3. Пророк саллаллаху алайхи васаллам не одобрил совершение намаза всю ночь.
4. Для подтверждения мысли допустимо произнесение клятвы именем Аллаха.
5. При совершении дополнительных поклонений мусульманину не следует доводить его до такой степени, когда поклонения станут ему затруднительны.
6. Всевышний Аллах любит то деяние, которое совершается постоянно, регулярно.
7. Пророк саллаллаху алайхи васаллам желает своей умме облегчения.
Как мы можем использовать этот хадис в наше время? Сможем ли мы найти таких людей, как Хавла бинти Тувайт радияллаху анха, которые бы стремились всю ночь не спать, совершая намазы? Можно ли найти таких людей среди женщин?
Тем, кто с благими намерениями совершает дополнительные поклонения всю ночь, мы скажем: «Не поступайте так, совершайте только то, что вам под силу, ибо так учит наша религия».
Тем же, кто утверждает, что в Исламе много требований, нужно ночами совершать намазы, делать то-то и то-то, мы скажем: «Ничего подобного, в Исламе нет принуждения к тому, что было бы больше человеческих возможностей».
Тем нашим братьям и сестрам, которые боятся начинать исполнять поклонения, мы скажем: «Ничего страшного, незамедлительно приступайте к этому, в этом нет ничего сложного, поклонения приведут вас к счастью в обоих мирах».
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.