Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
≪Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Аллах Благословенный и Всевышний сказал: ≪Я - Самый ненуждающийся в ширке (сотоварищах). Я покину того, кто совершает деяние, в чем придаст Мне в сотоварищи другого, и оставлю его сотоварища≫. Передал Муслим.
Пояснение: Абу Хурайра передает хадис кудси, где речь идет о неком другом виде рия, отличающегося от приведенных в двух предыдущих хадис ах. Если в предыдущих хадисах говорилось о совершении деяния для людских ушей или глаз, позабыв при этом Аллаха, то в этом хадисе речь идет о стремлении своим деянием угодить как Аллаху, так и другому, помимо Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
≪Я - Самый ненуждающийся в ширке (сотоварищах) ≫. В деле, совершаемом ради Аллаха, никак нельзя придавать Ему в сотоварищи кого-либо или что-либо. Что бы ни делалось, оно должно делаться исключительно ради Самого Аллаха. Из этого хадиса кудси вытекает, что каждое деяние совершается исключительно ради Всевышнего Аллаха.
≪Я покину того, кто совершает деяние, в чем придаст Мне в сотоварищи другого, и оставлю его сотоварища≫. Здесь смешивание рия в деяние приравнивается к ширку - поклонению другому, помимо Аллаха. Уже это дает нам знать, насколько скверен рия. Если сопоставить хадис с нашими жизненными реалиями, нас вновь переполнят сожаления и угрызения совести. И мы невольно задумаемся, а есть ли у нас в жизни хоть какое-то дело, совершаемое исключительно ради Аллаха. Почему-то перед каждым действием мы мысленно задаемся вопросом ≪а что же скажут люди?≫, вместо того, чтобы узнать, каковы предписания Аллаха.
Это очень плачевная ситуация, когда в совершаемых нами деяниях стремление завоевать внимание другого, кроме Аллаха, стало обычным явлением. Насколько же мы нуждаемся в нашей жизни в этом хадисе! Мы должны следовать этому хадису еще и для того, чтобы наши деяния не были покинуты Аллахом. Мы должны жить, подчиняясь этому благородному хадису еще и для того, чтобы не свершалось нами скрытого ширка. Только тогда наши деяния будут полностью приняты Аллахом. Только тогда нам удастся избежать совершения скрытого ширка, насладиться плодами наших деяний как в этом, так и в загробном мирах. Да сохранит Аллах нас всех от рия!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.