1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Об отвращении к рия («Показухе»). Часть 3

14:00 / 18.08.2020 2531 Режим чтения + -

Передается от него же≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, первый человек, кому в Судный день будет объявлен приговор - человек, ставший мучеником. Он будет приведен, потом Он покажет ему Свои блага. Он узнает их. После Он спросит: ≪Что ты сделал ими?≫. ≪Воевал ради Тебя, пока не стал мучеником≫, - ответит он. ≪Ты соврал! Ты воевал, чтобы называться ≪храбрым≫, таким и назвался≫, - скажет Он. Затем будет велено, его протащат лицом ниц и он будет сброшен в Ад. (Другой) человек учил знание и обучал ему, читал Куръан. Так, он будет приведен, Он покажет ему Свои блага. Он узнает их. После спросит: ≪Что ты сделал ими?≫. ≪Учился знаниям, обучал им и читал ради Тебя Куръан≫, - скажет он. ≪Ты соврал! Ты учился знаниям, чтобы называться ученым, читал Куръан, чтобы называться чтецом (кари). Ты так и назвался≫, - скажет Он. Затем будет велено, его протащат лицом ниц и он будет сброшен в Ад. (Другой) человек, кому Аллах уширил удел и дал ему все виды богатств. Так, он будет приведен, Он покажет ему Свои блага. Он узнает их. После спросит: ≪Что ты сделал ими?≫ ≪Я не оставил ни одного пути, что Ты любишь, и делал в них пожертвования ради Тебя≫, - ответит он. ≪Ты соврал! Ты делал это, чтобы называться щедрым, так и назвался≫, - скажет Он. Затем будет велено, его протащат лицом ниц и он будет сброшен в Ад≫. Передали Муслим, Тирмизи и Насаи. 

ПояснениеИ этот хадис передал Абу Хурайра радияллаху анху. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам излагал в этом хадисе о печальном исходе рия в трех сферах жизни, где оно совершается больше всего. Этим Он призывает свою умму остерегаться совершения рия. Давайте ознакомимся с содержанием хадиса основательно, детально: будет объявлен приговор... Известно, что в Судный день будет вынесен справедливый приговор в отношении каждого человека в зависимости от свершенных им деяний в этом мире, не оставляя без внимания даже крупинку. Если говорить о том, кому будет вынесен приговор первым, а кому в последующем, то это будут три категории лиц, упомянутые в этом хадисе: 1. Воин, совершающий рия. 2. Ученый или чтец Куръана, совершающий рия. 3. Богатый, совершающий рия. В хадисе подробно повествуется, как в Судный день будут обращаться с этими тремя категориями лиц:

1. ≪...человек, ставший мучеником. Он будет приведен, потом Он покажет ему Свои блага. Он узнает их≫. Человек, умерший в этом мире как мученик, будет приведен в Судный день к Всевышнему Аллаху. Аллах по одному представит его вниманию каждое благоденствие, которое Он дал ему в этом мире, для опознания. Он узнает все благоденствия и признается в этом. Тогда Аллах спросит его: ≪Что ты сделал ими?≫. Он спросит, раз Я тебе дал столько благоденствии, что же ты с ними делал. А он в ответ скажет: ≪Воевал ради Тебя, пока не стал мучеником≫. Он скажет: ≪пользуясь данными Тобой благоденствиями, воевал ради Тебя с врагами веры. Был убит в бою и стал мучеником≫. Человек, воевавший на пути Аллаха и ставший мучеником, удостоится отдельной хвалы мусульман. Люди будут говорить между собой, что он храбро воевал ради веры. Или будут вспоминать, что он стал мучеником. Некоторые люди попадаются на крючки этих восхвалений и сластных разговоров среди людей, думают ≪пусть и меня назовут храбрым, пусть завистью расскажут о моих подвигах в сражении≫. Этим намерением он вступит в бой и станет мучеником. Но очень жаль, что этот человек не удостоится статуса мученика, ибо воевал ради людей. В Судный день он окажется в неловком положении. Когда Всевышний Аллах начнет спрашивать его, как он использовал данные ему благоденствия, тот попытается оправдать себя, попытается доказать, что он стал мучеником с помощью данных Им благоденствии. Однако разве возможно утаить что-либо от Аллаха - Знающего все тайны в сердцах?! После этого Всевышний Аллах заставит его признаться в содеянном, раскрыв его тайну и опозорит его: ≪Ты соврал! Ты воевал, чтобы называться ≪храбрым≫, таким и назвался≫, - скажет Он≫. 

Твои слова ≪Я воевал во имя Тебя, и в итоге стал мучеником≫ являются ложью. На самом деле ты воевал для того, чтобы называться храбрым, ты и был назван людьми храбрым. Тебе досталось то, чего ты намеревался. И скажет ему, что он будет наказан за непроявление искренности и ихласа к Аллаху, за совершение рия. ≪Затем будет велено, его протащат лицом ниц и он будет сброшен в Ад≫. Какой плачевный конец! Несмотря на то, что человек совершил самое великое дело, участвовал в битве, пожертвовал своей жизнью, а он возьми и попади в такое жалобное состояние из-за отсутствия искренности в намерении, из-за совершения деяния не ради Аллаха а из-за своего рия! В день Суда ангелы протащат его лицом ниц и сбросят в ад.

2. ≪(Другой) человек учил знание и обучал ему, читал Куръан≫. Вторым, кому будет вынесен приговор в Судный день из этих трех категорий, является человек, проживший свою жизнь в этом мире, обучаясь знаниям, обучая знаниям и читая Куръан. Это тоже великое деяние. Деяние, за которое в Исламе обещаны величайшие звания, которое мусульмане оценят очень высоко. Все почитают ученых и кари, восхищаются ими. В разговорах говорят, как такой-то стал хорошим ученым, стал великолепным кари. Некоторые люди питают теплые чувства именно к этим разговорам. С мыслью ≪пусть люди и меня назовут выдающимся ученым, большим наставником, великолепным кари≫, он учится знанию, обучает знанию и читает Куръан. Но достигнет ли такой человек того звания, которого достигли настоящие ученые, наставники и кари? Давайте услышим от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чего добился тот человек: ≪Так, он будет приведен, Он покажет ему Свои блага. Он узнает их≫. 

Он будет приведен к Всевышнему Аллаху. Затем Аллах покажет ему те благоденствия, которые Он дал ему в этом мире. Увидев благоденствия, он узнает их и подтвердит, что в этом мире они были даны ему. Затем Всевышний Аллах спросит: ≪Что ты сделал ими?≫. ≪Учился знаниям, обучал им и читал ради Тебя Куръан≫, - скажет он. Он будет утверждать, что все свои деяния в этом мире, в частности, обретение знания, обучение знанию и чтение Куръана, он делал ради довольства Аллаха. Однако Всезнающий Всевышний Аллах опозорит его так же, как опозорил и предыдущего. ≪Ты соврал! Ты учился знаниям, чтобы называться ученым, читал Куръан, чтобы называться чтецом (кари). Ты так и назвался≫, - скажет Он≫. ≪Ты изучал знание не ради Меня. Ты соврал, сказав ≪учился знаниям ради Тебя≫. Ты обрел знание для того, чтобы люди говорили ≪такой-то стал ученым ≫. Ты читал Куръан не ради Меня. Ты соврал. Ты читал Куръан ради того, чтобы люди называли тебя кари. И ты достиг своего намерения. Люди назвали тебя ученым и кари≫, - скажет Он. ≪Затем будет велено, его протащат лицом ниц и он будет сброшен в Ад≫. Какой плачевный финал! Этого человека ожидал жалкий конец, хотя он сделал самое благочестивое дело, изучал знание, обучал знанию и читал Куръан. Труд ученого на востоке называют ≪рыть иглой колодец ≫. Но теперь он попадет в ад, потому что его намерение не было искренним, не было у него ихласа. Все это он делал не ради довольства Аллаха. Он проявлял рия. И в итоге, в Судный день ангелы протащат его лицом ниц и сбросят в ад.

3. ≪(Другой) человек, кому Аллах уширил удел и дал ему все виды богатств≫. Здесь речь идет о третьем человеке из тех трех категорий лиц, кому будет первым вынесен приговор в Судный день. Всевышний Аллах дал ему в этом мире много богатств. Это тоже очень щепетильный момент. Трата имущества ради благого дела, ради Аллаха - это большая честь. Такое дело достойно всяких похвал. Мусульмане чрезвычайно почитают щедрых, состоятельных людей, завидуют им в хорошем смысле. Щедрость богатых широко восхваляется. Но некоторые питают алчность к восхвалениям людей и из-за своей алчности забывают про ихлас. Они раздают милостыню не ради довольства Аллаха, а в поисках людской похвалы. Разве будут они наравне с теми, кто давал милостыню с ихласом Аллаху? Какое отношение ожидает его в Судный день? ≪Так, он будет приведен, Он покажет ему Свои блага. Он узнает их≫.

Так же, как и два его предшественника, в Судный день к Аллаху будет приведен и тот, кто прожил в этом мире зажиточной жизнью, купался в неге благосостояния, обладал различными видами богатств. Аллах покажет благоденствия, данные ему в этом мире. Тот узнает эти дары и признает, что они были даны ему. Затем будет спрошено: ≪Что ты сделал ими?≫ На этот вопрос Всевышнего Аллаха он станет оправдываться: ≪Я не оставил ни одного пути, что Ты любишь, и делал в них пожертвования ради Тебя≫. ≪О Господь мой! Все, что Ты дал мне в богатство, я потратил на все любимые Тобой пути, ради Твоего довольства≫, - скажет он. Всевышний Аллах неспроста спрашивал его об этом. Он прекрасно знает о всех его деяниях.

Однако Аллах хотел засвидетельствовать это его же языком, и таким способом изложить ему о неправедности его деяния. После такой лжи несчастного раба Аллах скажет: ≪Ты соврал! Ты делал это, чтобы называться щедрым, так и назвался≫. Ты соврал, когда сказал ≪сделал ради Тебя≫. Если ты раздавал милостыню из того, что Я дал тебе, то это ты сделал ради того, чтобы люди называли тебя щедрым. Ты добился своего, тебя так и назвали, о тебе говорили, что ты щедрый богач. ≪Затем будет велено, его протащат лицом ниц и он будет сброшен в Ад≫. 

Какой печальный финал! На самом деле этот человек совершил хорошее деяние. Потратил свое состояние на пути, любимые Аллаху. Однако его намерение не было искренним, он совершил это не ради довольства Аллаха, не проявляя ихласа к Всевышнему Аллаху. Это было рия. Он жертвовал милостыню с тем, чтобы люди называли его щедрым. Итог получился по его намерению. Люди похвалили его. Он не намеревался достичь довольства Аллаха, так Аллах и не стал доволен им. Из-за того, что он допустил рия в трате благоденствии, Аллах приказал протащить такого непослушного раба лицом ниц и сбросить в ад. В Судный день первыми будут приговорены в ад люди из этих трех категорий. Теперь поразмыслим о пользе, вытекающей из этого хадиса: 1. Необходимо избегать рия, не следует даже близко подойти к мысли ≪пусть люди скажут то-то или то-то≫. 2. Воин должен воевать не ради людских слов, чтобы его потом называли храбрым, а ради довольства Аллаха. 3. Человек должен учиться или обучать только ради достижения довольства Аллаха, а не для того, чтобы быть названным людьми ≪ученым≫. 4. Человек должен читать Куръан не ради получения звания ≪кари≫ в глазах у людей, а ради довольства Аллаха. 5. Человек, дающий милостыню на праведные пути, должен делать это не ради того, чтобы его называли ≪щедрым≫, а ради довольства Аллаха. 6. Во всех действиях должен присутствовать ихлас к Всевышнему Аллаху. 7. Аллах не примет деяния, совершенные не ради Его довольства. Как же мы нуждаемся в мудрости этого хадиса в нашей современной жизни! Почти во всех наших деяниях не хватает ихласа - чистосердечности, искренности. Почти во всех наших делах замешано рия. Давайте рассмотрим упомянутые в этом хадисе деяния. Например, вопрос обретения знаний и обучения других.

По этому поводу мы не можем утверждать, что не существуют действующие во имя Аллаха. Однако, предостаточно тех, кто делает рия даже в таком святом деле. Очень много тех, кто изучает и обучает знанию не ради Аллаха, а ради диплома, ради ученой степени, ради достижения славы среди людей. Возможно, именно поэтому все еще не достигнут ожидаемый результат от изученного и обученного знания. Схожая ситуация и в чтении Куръана. У некоторых людей бытует мнение, будто чтение Куръана существует только для оценки и восхваления людьми. Не будет, наверное, преувеличением, если скажем, что в сегодняшней жизни наиболее часто рия встречается в процессе траты денег. Рия замешано даже в пожертвовании милостыни. Мало тех, кто подает из своего имущества и денег с ихласом, как указано в шариате. Уже открыто высказываются намерения ≪пусть люди увидят, пусть люди услышат, пусть люди узнают≫. Если же попытаетесь объяснить им неправильность их действий, обязательно станете объектом их гнева. Глядя на то, что в такие ситуации попадают те, кто называют себя мусульманами, невольно задумываешься, а кому говорил эти хадисы Пророк мусульман Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам! Насколько мы удалились от нашего вероисповедания, от сунны нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам! Если мы хотим достичь настоящего благополучия, то мы должны соблюдать предписания нашего вероисповедания во всем. Мы должны совершать деяния только ради Аллаха, отбросив всякое рия, оставив намерение делать что-либо ради людских оценок. Только тогда наши деяния будут полезны нам в обоих мирах.

Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
426. Саaposд ибн Малик родияллоху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал Понашение мусульманина есть нечестие,. .Посланник Аллаха соллаллоху читать полностью

3089 11:30 / 13.09.2019
Передается от Ибн Умара радияллаху анху Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Кто изучит знание ради другого, кроме Аллаха, или желая другого, кроме Аллаха, читать полностью

1218 13:00 / 12.10.2020
Передается от Абу Ваша радияллаху анху Каждый четверг Абдуллах делал напоминание людям. Один человек сказал ему О Абу Абдуррахман, я хотел, чтобы ты делал читать полностью

2193 14:00 / 03.10.2020
Оглядываясь в недавнюю 70летнюю историю обshyщества, в котором мы жили, ужасаешься массовости одной из самых опасных социальных болезней ndash разнообразных культов читать полностью

1586 16:00 / 03.02.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью