Автор книги ≪Таджул Джамиъ лил усул фии ахадийси расул≫ шейх Мансур Али Насиф ал-Хусайни рахматуллахи алайхи по своему обыкновению приводит сначала аяты из Священного Куръана, подтвепжлаюшие смысл этой главы. Всевышний Аллах сказал:
≪И вот взял Аллах твердое обещание с тех, которым дана Книга: ≪Непременно будете разъяснять её людям и не будете скрывать её≫ (Сура ≪Али Имран≫, аят 187).
Пояснение: В этом аяте Всевышний Аллах обращается к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и велит поведать людям о том, что в древности Всевышний Аллах взял твердое обещание с тех, кому были даны божественные книги, довести до людей все, что есть в них, не утаивая чего-либо. Значит, обладатели знаний должны довести до людей все свои знания, не утаивая их.
Передается от Абу Бакрарадияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Пусть присутствующий доведет до отсутствующего. Возможно, присутствующий доведет это до того, кто разумеет больше, чем он≫. Передали два шейха.
Пояснение: Этот хадис передается от Абу Бакры радияллаху анху. Сначала познакомимся с ним: Имя этого сподвижника - Нуфайл ибн Хорис ас- Сакафи (куня - Абу Бакра). Он в Таифе попал в плен к мусульманам. После того, как он принял Ислам, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам освободил его из рабства и дал ему куня ≪Абу Бакра≫ (не путать с Абу Бакром радияллаху анху!). Абу Бакра радияллаху анху - один из великих сподвижников, он передал от Пророка саллаллаху алайхи васаллам 132 хадиса. Переехав из Таифа в Басру, начал жить здесь. Имран ибн Хусойн говорил: ≪Я не видел человека, превосходящего Абу Бакра по достоинствам≫.
Он умер в 52 году от хиджры в Басре. Пророк саллаллаху алайхи васаллам в своем научном собрании говорит: ≪Пусть присутствующие доведут до отсутствующих≫. Это означает, что присутствующие на научном собрании должны довести все, что здесь слышали до остальных, до грядущего поколения. Вместе с тем, в продолжение хадиса он говорит об одной из мудростей этого доведения: ≪Возможно, присутствующий доведет это до того, кто разумеет больше, чем он≫.
Вполне может быть так, что человек, присутствовавший в научной беседе, доведет знание то такого человека, который извлечет больше пользы, чем сам доводящий. Это повеление Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам было для сподвижников законом. Они присутствовали в его беседах и прилагали все усилия, чтобы довести услышанные хадисы до отсутствовавших в беседе. Они с честью выполнили лежащие на них обязательства, с ответственностью и вовремя передавая другим каждое слово, высказанное благословенными устами их любимца - Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Эти свойства сподвижников передались и их ученикам - табиъинам. Табиъины также приложили все свои усилия, чтобы довести другим все услышанные слова, полученные знания от своих великих учителей - сподвижников. Таким образом, вся исламская умма, все мусульмане всегда были друг другу учителем и учеником. Учиться и обучать других всегда было основным отличительным достоинством мусульман. Каждый мусульманин считал своим священным долгом обучать других тому, что знал он сам.
Так знание само по себе распространилось в исламском мире. Однако, к сожалению, со временем такой дух исчез. У людей ослабло чувство ответственности за священное научное наследие. Уменьшилось рвение к знаниям. Затем, с учетом этих обстоятельств, ученые, которые сначала говорили, что нельзя брать плату за обучение знаниям, позже сами дали людям фетву о том, что учителя могут взимать плату за обучение, чтобы не дать знаниям пропадать зря. К нашему времени, из-за чрезмерного ослабления исламского духа, стало трудно найти тех, кто усердствует в поиске знаний, даже при том, что учителя и ученики стали брать плату. Что в итоге случилось и случается - мы с вами видим воочию. Если мы хотим стать передовым и ведущим народом мира, как наши предки, мы должны сделать наше отношение к знанию понастоящему мусульманским. Каждый должен считать поиск знаний для себя фардом (обязательным). Это крайне необходимосделать в первую очередь для искоренения религиозной безграмотности.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.