Поистине, чтение Куръана является наилучшим из поклонений и посредством этого вида ибадата мусульманин становится ближе к своему Господу. Чтение Куръана полезно для человека и это действие с точки зрения шариатских положений считается допустимым, будь то после смерти человека, будь усопший в могиле или дома, будь то после джаназы или до него, либо возле могилы. И по милости Аллаха, чтение Куръана станет причиной облегчения мук для усопшего в могиле. Об этом известил Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и призвал читать Куръан усопшим после их кончины. Он алайхиссалам сказал: «Если читать покойнику суру «Йа Сиин», будет облегчение». Конечно, в этом чтении нужно соблюдать приличия кираата, произнося буквы согласно таджвиду[1].
Последователи ханафитского мазхаба говорили о достижении воздаяний за чтение Куръана как усопших, так и живых. Об этом сказано в «Хидае», «Бадаиъ», «Бахре» и других книгах.
Улемы шафиъитского мазхаба также говорили, что воздаяние за чтение Куръана достигнет усопшего, если чтец просит об этом Аллаха.
В книге «Рисала» Ибн Абу Зайд передает от Ибн Фархуна, что имамы маликитского мазхаба говорили, что воздаяние за чтение Куръана достигает умершего.
Ибн Кудама, один из факихов ханбалитского мазхаба, писал в своей книге «Мугни»: «Точно так же, как усопший получает пользу от всего, что приближает человека к Господу, он получает пользу и от чтения Куръана. Следовательно, какое бы ни совершал человек приближающее его к Аллаху деяние, если он посвятит полагающееся за это воздаяние усопшему, с позволения Аллаха, тот получит пользу».
В хадисе, переданном Ибн Кудамой от Маъкила ибн Ясара, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Читайте суру «Йа Сиин» своим усопшим».
Подводя итоги, скажем, что читать Куръан усопшему дозволяется, вне зависимости от того, находится покойник в могиле (погребен), или нет. С позволения Аллаха воздаяние за это деяние достигнет усопшего, особенно тогда, когда кари посвящает саваб за чтение усопшему».
Но тому есть единственное условие: кари должен читать Куръан искренне, с ихласом, только ради Аллаха и быть далеким от всякой корысти. От заказного хатма Куръана за определенное вознаграждение или за другие выгоды, от чтения отдельных сур Куръана по заказу нет воздаяний ни усопшему, ни живому.[1] Таджвид – наука о правилах произнесения букв и размеренного чтения аятов Куръана.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.