Сура « Тауба », оят 24.
24. Скажи: «Если ваши отцы (родители), и ваши сыновья (дети), и ваши братья [и сестры], и ваши супруги, и ваша родня, и имущество, что вы приобрели, и торговля, застоя которой вы боитесь, и жилища, коими вы довольны, любимее вам, чем Аллах и Его Посланник и усердствование на Его пути, то выжидайте, пока не придет Аллах со Своим повелением. И Аллах не наставит на праведный путь народ нечестивый».
В этом священном аяте упоминаются восемь самых дорогих в этом мире для человека категорий и разъясняется, что милее их всех для него должны быть Аллах, Его Посланник и усердствование на Его пути.
Если все эти восемь категорий или хотя бы одна из них будет для человека милее Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути, тогда ийман этого человека потерпит урон.
Человек, который приемлет для себя такое состояние, должен пребывать в ожидании, что Всевышний Аллах приведет против него Свое повеление и накажет его.
Человек приемлет для себя такое состояние и тем самым относит себя к нечестивым людям, которых Всевышний Аллах не наставляет на праведный путь.
А теперь рассмотрим по порядку все эти перечисленные в священном аяте восемь категорий, которые негодные люди могут любить больше, чем Аллаха, Его Посланника и усердствования на пути Аллаха:
1. «Ваши отцы (родители)».
В этом мире родители считаются самыми дорогими людьми для человека. Религия Ислам строго наказывает творить им добро, уважать и почитать их. Тем не менее, даже если это так, испытываемая к ним любовь не может быть превыше Аллаха, Его Посланника и Усердствования на Его пути. Мусульманин должен знать эту истину.
2. «Ваши сыновья (дети)».
Для человека ребенок, свой потомок, — это великое благо от Аллаха. Собственный потомок для человека — это родимый человечек, радость глаз, продолжатель рода и тот, кто будет поддерживать после него свет в его очаге. О значении возможности иметь ребенка, ее важности для каждого человека сказано много, написано множество книг. И все же любовь к своему ребенку не может быть превыше Аллаха, Его Посланника и совершения джихада на Его пути.
3. «Ваши братья [и сестры]».
Братья и сестры тоже считаются самыми дорогими, кровными близкими для человека. Ценить их, уважать и любить, справляться о них — это долг каждого мусульманина. Однако любовь к ним не может быть превыше Аллаха, Его Посланника и совершения джихада на Его пути.
4. «Ваши супруги».
Согласно исламскому учению, супружеская связь считается самой священной среди человеческих взаимоотношений. Супруги считаются «одеянием» друг для друга: они скрывают недостатки друг друга и украшают друг друга. Строго наказывается, чтобы они прилагали усилия угождать друг другу — заслуживать довольство друг друга. В исламском шариате для супругов назначены взаимный долг и обязательства, для каждого мужа и каждой жены их выполнение считается обязательным. И все же любовь человека к своим халалным супругам не может быть превыше Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути.
5. «Ваша родня».
На свете не существует религии или системы, которая бы могла сравниться с Исламом в побуждении к совершению добра родственникам. Ислам сделал мусульманским долгом силатур рахм — поддерживание родственных уз. Но несмотря даже на это, любовь к родным не может быть выше Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути.
6. «Имущество, что вы приобрели».
Всевышний Аллах каждого человека создал обладающим страстью к имуществу и богатствам. В Исламе имущество, которое приобретено халалным путем, считается великим благом. В Исламе людей призывают заниматься халалным ремеслом. Но пристрастие к имуществу осуждается. Любовь к имуществу не может быть превыше Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути.
7. «Торговля, застоя которой вы боитесь».
Торговля также необходима для человека. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам тоже занимался торговлей. Многие великие сподвижники также занимались торговлей. В Исламе торговля считается одним из самых хороших способов честного, халалного ремесла зарабатывания себе на жизнь. Всевышний Аллах объявил в Священном Куръане о том, что сделал торговлю халалной. Пророк саллаллаху алайхи васаллам также поощрял это дело. Однако любовь к торговле не может быть превыше Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути.
8. «Жилища, коими вы довольны».
Хорошее жилище является необходимым и желанным для каждого человека в этом мире. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам утверждал, что просторное, хорошее жилище является одной из трех категорий вещей, необходимых для благоденствия человека. В каждом человеке есть естественная любовь к хорошему жилищу и желание обладать таковым. Наша религия правильно оценивает и поощряет эту любовь и желание. Но любовь к жилищу не может быть выше Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути.
Как видим, Ислам не отвращает человека от этих категорий благ, а также не призывает его к отрешению от мирского. Однако Аллах желает, чтобы сердце человека наполнилось любовью к Аллаху, Его Посланнику и усердствованию на Его пути.
Да сохранит Аллах, но если человек ставит хотя бы одну из упомянутых категорий превыше Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути, то итог будет для него плачевным. В аяте, в обращении к таким людям, говорится:
«…выжидайте, пока не придет Аллах со Своим повелением».
Под ожиданием повеления Аллаха подразумевается ожидание Его наказания. Вместе с тем такие люди в аяте называются фасиками — нечестивцами[1].
«И Аллах не наставит на праведный путь народ нечестивый».
Они совершают нечестие, любя эти вещи больше, чем Аллаха, Его Посланника и усердствования на Его пути. Аллах не наставляет на праведный путь нечестивцев. Ибо нечестие есть большое злосчастие.
Человек не может стать полноценным верующим, пока не полюбит Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам больше всего на свете. Также он не сможет достичь успеха, пока не станет предпочитать усердствование всем другим делам.
С таким же значением от Пророка Аллаха саллаллаху алайхи васаллам передано несколько благородных хадисов.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом рахматуллахи алайхи, дед Зухры ибн Маъбуда говорит нижеследующее:
«Мы были вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам держал Умара ибн Хаттаба за руку. Умар сказал:
— Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, для меня Вы любимее всего, кроме меня самого.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Ни один из вас не сможет стать верующим, пока я не стану ему любимее его самого.
Умар сказал:
— Теперь Вы, о Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, для меня любимее меня самого.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Вот теперь стало правильно, о Умар».
В хадисе, переданном имамом Бухари, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ни один из вас не сможет быть полноценным правоверным, пока я не стану ему любимее его родителей, детей и всех людей».
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху говорит: «Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если вы будете осуществлять куплю-продажу в кредит, станете держаться за имущество, довольствоваться посевами, оставив джихад, то Аллах наложит унижение на вас, и пока не вернетесь к своей религии, не уберет его с вас».
Когда речь заходит об усердствовании — джихаде, то есть войне против иноверцев, припоминаются некоторые примеры усердствования, которые имело место раньше.
Тафсир Хилал, Том 4
(смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана)
[1] Фасик (فاسق) — досл. «совершающий фиск» — нечестивец; фиск обозначает «раскалывание оболочки и выход из нее»; то есть фасик это человек, вышедший из повиновения Аллаху и совершающий греховные деяния без стеснения и сокрытия. Обычно фасиком называется грешивший мусульманин. Однако в Священном Куръане, в зависимости от тематики, также иногда фасиком называются неверные и лицемеры (мунафики).
..