Сегодняшний мир остро нуждается в духовной культуре. Последние десятилетия особенно наглядно показали абсурдность мнения, будто под воздействием прогресса в материальной сфере мир достиг всестороннего совершенства. Технические достижения нашего века сами по себе не дали людям спокойной и счастливой жизни. Напротив, они привели к двум мировым войнам с огромным человеческим горем и разрушениями, драме ядерного противостояния. И сейчас сильные мира сего, так или иначе, стараются диктовать свою волю более слабым. Даже оказание богатыми странами помощи бедным часто дает отрицательные результаты, обрекая их народы на пассивность, а богатую руководящую верхушку разлагает, коррумпирует. Это показывает, что одно лишь материальное в отрыве от главных, духовных опор– всегда чревато для мира злополучием. Великий индийский мыслитель и писатель Рабиндранат Тагор, справедливо критиковавший одностороннее увлечение материальной стороной бытия, продиктовал как-то одному из своих учеников: «Научные, социальные и экономические реформы могут лишь улучшать, шлифовать природные вещества, но ничего не сделают с человеком. Не смогут показать человеку пути достижения духовного совершенства. Потому что, на мой взгляд, духовное совершенство не связано с материальным прогрессом, а является тем, что занимает место в наших сердцах. Оно одинаково как у народов, в материальном отношении отсталых, так и у развитых. Следовательно, в меру своих возможностей, мы должны искать все, что касается духовности. И до нас многие люди, постигая эту истину, могли становиться олицетворением духовного совершенства. Хотя они не имели такого материального прогресса, как мы, но путем самовоспитания и самоосмысления добились огромного духовного развития, что дало потом свои великие плоды. Чего им удалось достигнуть? Они приобрели такие достоинства, как доброта, любовь, умение ставить другого выше себя, самоотвержение. Если бы другие делали то же самое для своего душевного спокойствия, среди людей царили бы дружба, братство. Самое удивительное – сегодня наша культура, реформируя законы и системы для достижения прогресса, не опирается при этом на духовную силу. На мой взгляд, вместе с пользой электрического тока мы должны учить своих детей и пользе взаимной любви, вместе с выгодой от железа и угля, и выгоде от искренности и милосердия. Иначе говоря, все предметы, которые они изучают, необходимо «разбавлять» вечными духовными качествами. В противном случае мы не достигнем намеченной цели».
Духовные устои других религий
Перед тем, как ответить на вопрос: «Каковы духовные устои Ислама?», кратко напомним, как обстоят дела по этому вопросу в некоторых других религиях. Они считают, что «дух и тело постоянно находятся в противостоянии». Поэтому они верят, что дух и тело не смогут развиться вместе, что тело – это тюрьма для духа. По их мнению, мирские дела и наслаждение мирскими благами являются злом, которое окутывает человеческий дух в оковы. В результате этого в отделении духовного от материального они дали приоритет материальному. А те, кто поставил в первую очередь духовное, в поисках путей его развития отстали от мирских дел. Пытаясь «развивать дух», они истязали тело, придумывали различные упражнения для мучений, а некоторые сокращали прием пищи. Другие ходили с тяжелыми железными цепями на шее, стараясь истязать тело. Нашлись такие, кто сидел или лежал на гвоздях. Некоторые религии стали религиями отшельничества, которые оставляют тело, придавая значение только духу.
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»