ИМЕНА И СИФАТЫ АЛЛАХА [Часть 1]
Человек, верующий в существование Всевышнего Аллаха, также должен хорошо знать Его. Употребляя термин науки акоид,
должен овладеть маърифатом — познанием, способностью опознавать Всевышнего Аллаха. А такой маърифат образуется путем постижения прекрасных имен и сифатов (качеств) Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«И у Аллаха — прекрасные имена; молитесь же Ему ими» (сура «Аъраф», аят 180).
Все имена Всевышнего Аллаха прекрасны. При обращении к Всевышнему Аллаху с мольбой, правоверному мусульманину следует воссылать дуа — молитвы — с этими прекрасными именами.
Всевышний Аллах также сказал:
«Он — Аллах, Творец, Создатель, Образователь. Ему [принадлежат] прекрасные имена. Пречищает Его все то, что в небесах и на земле. И Он — Всемогущий, Премудрый!» (сура «Хашр», аят 24).
В данном последнем аяте суры «Хашр» речь идет о некоторых прекрасных именах Всевышнего Аллаха. В частности:
Халик — Творец — Тот, Кто творит;
Бариъ — Создатель — Тот, Кто создает все из ничего.
Мусаввир — Образователь — Тот, Кто придает образы и формы творениям.
Все прекрасные имена в мире принадлежат Всевышнему Аллаху.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Маъкала ибн Йасара, Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сообщил благую весть:
«Тому, кто в пору фаджра три раза произнесет Аъузу биллахис самиъул алим минаш шайтанир раджим и прочитает три аята суры «Хашр», Всевышний Аллах уполномочит для него семьдесят тысяч благословляющих ангелов. Если умрет в тот день, то [он] покинет этот мир в ранге мученика. Такого положения удостоится и тот, кто произнесет [это] с наступлением вечера».
Упомянутые в этом благородном хадисе три аята суры «Хашр», это вышеприведенный священный аят и два предшествующих ему аята этой суры. Давайте изучим смысл и толкование и тех самых двух аятов:
«Он Тот [самый] Аллах, нет божества, кроме Него; Знающий сокровенное и зримое. Он — Милостивый, Милосердный!» (сура «Хашр», аят 22).
Из этого аята проясняется, что верование и поклонение должно иметь место только в отношении Всевышнего Аллаха. Все сердца должны стремиться только к Нему. Всевышний Аллах — Тот, Который знает все, что известно и неизвестно нам с вами. Нет ничего на небесах и на земле, о чем бы не знал Аллах, а следовательно, мы должны поклоняться Ему.
«Он Тот [самый] Аллах, нет божества кроме Него — Владыка, Священный, Мирный, Верующий, Блюститель, Превосходящий [всех и всё], Величественный, Высокомерный. Пречист Аллах от того, что придают сотоварищей!» (сура «Хашр», аят 23).
Как и предыдущий, этот священный аят также начинается с доказательства единственности Всевышнего Аллаха и в продолжение напоминает некоторые из Его прекрасных имен, в том числе:
Владыка (Малик) — истинно властвующий, и нет властителя, помимо Него. Поэтому люди становятся только Его рабами. И никогда не может быть у одного раба двух господ. По этой причине людям следует быть рабами не себе подобных людей, а рабами Единственного Творителя, истинного Господа.
Священный (Куддус) — свободный от всех недостатков и пороков, пречистый от всех недостойных качеств. Абсолютная святость и абсолютная пречистость свойственны только Самому Всевышнему Аллаху.
Мирный (Салам) — здравый от всех недостатков, в том числе, дарующий мир и спокойствие, а также безмятежность (душевный покой). Всевышний Аллах, согласно Своему качеству Мирный, дарует Своим рабам мир, спокойствие и благополучие.
Верующий (Мумин) — обладающий и наделяющий верой и благополучием.
Блюститель (Мухаймин) — объемлющий все, что есть, Всевышний Аллах является свидетелем всех состояний и событий каждого человека, ничто не в силах утаиться от Него.
Превосходящий (Азиз) — превосходящий всех и всё, преобладающий над всем.
Величественный (Джаббар) — величественный, перед Ним всё ничтожно.
Высокомерный (Мутакаббир) — чрезвычайно высочайший в Своем высокомерии и величии.
Аллах, владеющий этими качествами-сифатами совершенства и не имеющий каких-либо недостатков, также пречист от придаваемого Ему язычниками сотоварища.
Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:
«Аллах — нет божества, кроме Него. Ему [принадлежат] прекрасные имена» (аят 8).
То есть Аллах единственен в Своем существовании, Своем владычестве, Своем знании и обладании в Своем распоряжении всем. Его имена всегда и только красивы и прекрасны. Все прекрасные имена присущи только Ему одному.
Всевышний Аллах в суре «Исра» сказал:
«Скажи: “Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому. Как бы ни молились, Ему [принадлежат] прекрасные имена”» (аят 110).
Согласно преданиям, однажды язычники, услышав, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам обращается к Аллаху с мольбой: «О Аллах! О Рахман! (Милостивый)», сразу же распространили слухи: «Мухаммад же призывал всех к единобожию, а сам взывает к двум богам».
В ответ на их такое невежественное понимание и истолкование был ниспослан вышеприведенный аят. В этом аяте исправляется ошибочное понимание и представления язычников.
«Скажи: “Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому”».
Хотя имена «Аллах» и «Рахман» разные, обладатель этих имен один и Един. Количественное умножение имен не умножает их обладателя.
«Как бы ни молились, Ему [принадлежат] прекрасные имена»
Наипрекраснейшие имена в мире принадлежат Всевышнему Аллаху. И девяносто девять из них перечислены в одном хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
“У Аллаха девяносто девять имен. Кто заучит их, тот войдет в рай. Поистине Аллах является нечетным и любит нечет”».
Передали два шейха и Тирмизи.
Аллах нечетен и любит нечетность и по этой причине количество Его прекрасных имен составило девяносто девять. Кто выучит наизусть эти девяносто девять имен, тот войдет в рай. Потому что человек, выучивший эти прекрасные имена Всевышнего Аллаха, станет всегда поминающим своего Господа рабом.
Однако это не означает, что у Всевышнего Аллаха нет других имен, помимо этих девяноста девяти имен. Несомненно, у Всевышнего Аллаха есть множество имен.