Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 102)
Теперь же следует аят о том, как совершать намаз в период действия военного положения, то есть когда вражеское войско стоит напротив, лицом к лицу, когда существует опасность нападения или агрессии:
وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلاَةَ فَلْتَقُمْ طَآئِفَةٌ مِّنْهُم مَّعَكَ وَلْيَأْخُذُواْ أَسْلِحَتَهُمْ فَإِذَا سَجَدُواْ فَلْيَكُونُواْ مِن وَرَآئِكُمْ وَلْتَأْتِ طَآئِفَةٌ أُخْرَى لَمْ يُصَلُّواْ فَلْيُصَلُّواْ مَعَكَ وَلْيَأْخُذُواْ حِذْرَهُمْ وَأَسْلِحَتَهُمْ وَدَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ لَوْ تَغْفُلُونَ عَنْ أَسْلِحَتِكُمْ وَأَمْتِعَتِكُمْ فَيَمِيلُونَ عَلَيْكُم مَّيْلَةً وَاحِدَةً وَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن كَانَ بِكُمْ أَذًى مِّن مَّطَرٍ أَوْ كُنتُم مَّرْضَى أَن تَضَعُواْ أَسْلِحَتَكُمْ وَخُذُواْ حِذْرَكُمْ إِنَّ اللّهَ أَعَدَّ لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا
102. И когда будешь среди них и совершишь с ними намаз, то пусть встанет группа из них с тобой и пусть возьмут свои доспехи. Когда же совершат саджду, пусть побудут позади вас. И пусть придет другая группа, что не совершила намаз, и пусть совершат намаз с тобой. И пусть будут бдительны и возьмут свои доспехи. Хотели бы те, которые проявили неверие, если не будете бдительными относительно своих доспехов и своих вещей, [застать вас врасплох и] покончить с вами одним разом. И нет греха на вас, если вы потерпели страдание от дождя или вы были больны, в том, что отложите свои доспехи. И будьте бдительны! Поистине, Аллах приготовил неверным унизительные мучения.
При ознакомлении с этим аятом сразу же можно понять, насколько огромное значение придается намазу. Подумайте сами: идет сражение, жизнь каждого человека висит на волоске, и при всем этом повелевается совершать намаз! Как уже говорилось ранее, в такой острый момент у человека еще более усиливается нужда в своем Господе.
Намаз, который совершается во время сражения, называется солатул хавф — намаз при опасностях. Солатул хавф бывает нескольких видов, в зависимости от ситуации. В этом аяте в качестве примера указан один из них. В нем Всевышний Аллах обращается к Благороднейшему Посланнику саллаллаху алайхи васаллам и говорит, «Если в военной обстановке ты находишься вместе со сподвижниками и собираешься совершить намаз, то пусть одна группа из них встанет за твоей спиной, следуя тебе в намазе.
«И когда будешь среди них и совершишь с ними намаз, то пусть встанет группа из них с тобой и пусть возьмут свои доспехи».
Следовательно, в этой ситуации муджахиды, вышедшие на джихад, разделяются надвое. Одна группа совершает намаз вместе с имамом, а вторая группа, не совершая пока намаз, охраняет их.
«Когда же совершат саджду, пусть побудут позади вас. И пусть придет другая группа, что не совершила намаз, и пусть совершат намаз с тобой».
После того, как имам совершит первый ракъат с первой группой, люди из первой группы встают, отходят назад и заступают на охрану. Вторая же группа, которая сторожила, продвигается вперед и совершает вместе с имамом второй ракъат.
В аяте пояснено до этого места. Продолжение же намаза приводится в сунне Посланника Аллаха алайхиссалам. С завершением второго ракъата имам произносит таслим — приветствие, то есть заканчивает намаз, потому что он довершил полностью два ракъата. Затем подходит первая группа, каждый сам довершает второй ракъат и произносит таслим. Люди второй группы, которые совершили второй ракъат намаза вместе с имамом и вновь встали на охрану, самостоятельно довершают оставшийся один ракъат после таслима первой группы и завершают намаз приветствием.
В аяте вновь и вновь подчеркивается, что во время совершения такого намаза мусульмане должны быть настороже и держать при себе свое оружие. Следует предостережение, чтобы они не остались в неведении относительно злых действий со стороны неверных.
«И пусть будут бдительны и возьмут свои доспехи. Хотели бы те, которые проявили неверие, если не будете бдительными относительно своих доспехов и своих вещей, [застать вас врасплох и] покончить с вами одним разом».
Неверные об этом мечтают всегда. Поэтому верующие постоянно должны быть начеку.
Цель данного повеления не заключается в создании трудности для мусульман, не ради того, чтобы им было тягостно.
«И нет греха на вас, если вы потерпели страдание от дождя или вы были больны, в том, что отложите свои доспехи. И будьте бдительны!»
Естественно, когда идет дождь, сложно совершать намаз с оружием и в амуниции. Да и пользы от этого не будет. В этом случае достаточно отложить в сторонку снаряжение и повысить бдительность. Главное, чтобы правоверные были настороже и совершали эффективный джихад.
«Поистине, Аллах приготовил неверным унизительные мучения».
.