После свадьбы, когда гости уже разошлись, обычно невеста в ожидании жениха находится в отдельно приготовленной для молодоженов комнате. Особое внимание уделяется тому событию, когда жених первый раз входит к невесте, и они остаются в уединении. Безусловно, событие, которое положит практическое начало супружеской жизни, наполняется особыми чувствами, волнением и мечтами. Естественно, каждое действие, каждый шаг и каждое сказанное слово в такие волнительные минуты врезаются в память на всю жизнь.
Наверное, именно поэтому люди обычно придают этому событию особое значение. Существуют также и некие обряды-суеверия, к которым относятся как к «определяющим» будущую счастливую жизнь. В особенности среди женщин широко распространены устоявшиеся взгляды по этому поводу, наличие готовых «ответов» на многие вопросы и множество советов, даваемых жениху и невесте.
Раньше в некоторых районах, при входе невесты в дом жениха, с посылом «чтобы удел невесты вошел в дом вместе с ней», на ее голову привязывали лепешки. Также бытовало мнение, что первый, кто наступит на ногу другого при первой встрече жениха и невесты в своей спальне, тот и будет главенствовать в семье. Еще, показывая молодоженам зеркало, задавали им какие-то вопросы и требовали от них соответствующих ответов. В некоторых книгах, как оказалось, было написано даже о том, что жениху нужно мыть ноги в углу помещения и выполнить еще какие-то действия. Люди даже задавали нам вопросы по поводу того, следует ли соблюдать или не соблюдать «предписания» из таких книг.
Возможно, помимо этого существуют и другие «предписания», новшества и суеверия. Возможно, многое из этого уже исчезло. Однако, вне всякого сомнения, каждый мусульманин проявляет интерес к тому, какие указания шариата существуют по данному вопросу. Улемами рассказано и передано не очень много ривайатов о действиях жениха при первом вхождении к невесте. Поискав в современных источниках информацию, мы еще раз убедились в том, что по данному вопросу ее действительно не так уж и много, чтобы могла возникнуть трудность в выборе наиболее важной. Разрешите представить к ранее изложенным нами сведениям информацию, найденную позднее.
Первые сведения по данному вопросу относятся к действиям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, совершенным в отношении его зятя Али радияллаху анху перед тем, как он после свадьбы впервые входил в покои Фатимы радияллаху анха, и к вознесенным в этой связи молитвам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
«Когда наступил вечер назначенного дня свадьбы, Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал своему зятю Али ибн Абу Талибу:
— О Али, для невесты надо бы свадьбу сыграть.
Тогда Саъд ибн Муъаз радияллаху анху сказал:
— У меня есть один баран!
Группа из ансаров собрала и принесла несколько саъ кукурузы. Из этого и устроили свадебное угощение. После угощения Посланник саллаллаху алахи васаллам сказал Али ибн Абу Талибу:
— Ничего не делай, пока не повидаешься со мной.
Затем Посланник саллаллаху алахи васаллам пошел туда, где находилась Фатима радияллаху анха, и сказал ей:
— Принеси мне воды.
Приготовившаяся к брачной ночи Фатима радияллаху анха в одной посуде принесла воды. Пророк саллаллаху алахи васаллам побрызгал этой водой на грудь и голову Фатимы радияллаху анха и сказал:
— Аллах мой, прошу у Тебя защиты для нее и ее потомков от зла изгнанного шайтана!
Затем он саллаллаху алайхи васаллам снова попросил принести воды. На этот раз за водой отправился Али ибн Абу Талиб и принес воду в этой же посуде. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам выполнил с ним те же действия, что и с Фатимой радияллаху анха, и за него вознес молитвы, что и за Фатиму радияллаху анха, и сказал:
— Аллах мой, надели их обоих баракой (благодатью), ниспошли на них обоих благодать и сделай их потомство благодатным!
Пророк саллаллаху алайхи васаллам прочитал муъаввизатайн и сказал:
— Входи к своей супруге с именем и благодатью Аллаха».
Из процитированного мы можем получить сведения о том, как поступают старшины и какие молитвы они возносят перед тем, как жених входит к невесте в первый раз.
В таких случаях в наших книгах жениху рекомендуется входить к невесте будучи радостным, приветливым и ласковым. Потому что в такое время невеста пребывает в состоянии особого волнения, страха и смущения. Жениху следует входить, ступая правой ногой, произнося «Бисмиллах» и слова приветствия. Затем, положив свою руку на лоб невесты, ему следует произнести молитву, что приводится в следующем хадисе.
عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا تَزَوَّجَ أَحَدُكُمُ امْرَأَةً أَوِ اشْتَرَى خَادِمًا فَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ خَيْرَهَا وَخَيْرَ مَا جَبَلْتَهَا عَلَيْهِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهَا وَمِنْ شَرِّ مَا جَبَلْتَهَا عَلَيْهِ. رَوَاهُ أََبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.
Передается от Амра ибн Шуъайба, он — от своего отца, тот — от его (Амра) деда:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-либо из вас женится на какой-нибудь женщине, или покупает рабыню, пусть скажет: “Аллахумма! Иннии асъалука хойроха ва хойро маа джабалтаха алайъи ва аъуузубика мин шарриха ва мин шарри маа джабалтаха алайъи”»
Передали Абу Давуд и Насаи.
Смысл молитвы: «Аллах мой! Прошу у тебя ее доброты и данного ей Тобою джибиллийата — благого нрава. И прошу Твоей защиты от зла ее и данного ей Тобою джибиллийата — дурного нрава».
Также наряду с вознесением молитв за жениха и невесту другими, приветствуется вознесение молитв женихом и невестой за самих себя и друг за друга. Безусловно, в такое переполненное счастьем время важно возносить молитвы Аллаху, прося счастья и благоденствия себе и своей спутнице жизни.
Совершение совместного женихом и невестой намаза из двух ракъатов, где жених в качестве имама, а невеста — позади следует ему, является из одобряемых, хороших деяний. Намаз они могут совершать и каждый по-отдельности.
عَنْ سَلْمَانَ t قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ r: إِذَا تَزَوَّجَ أَحَدُكُمُ امْرَأَةً فَكَانَ لَيْلَةَ الْبِنَاءِ فَلْيُصَلِّ رَكْعَتَيْنِ، وَلْيَأْمُرْهَا فَلْتُصَلِّ خَلْفَهُ رَكْعَتَيْنِ، فَإِنَّ اللهَ جَاعِلٌ فِي الْبَيْتِ خَيْرًا. رَوَاهُ الْبَزَّارُ.
Передается от Салмана радияллаху анху:
«Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-либо из вас женится на какой-нибудь женщине, пусть совершит два ракъата намаза и скажет ей (невесте), чтобы она тоже совершила два ракъата намаза за ним. Поистине, Аллах — устанавливающий в доме добро».
Передал Баззар.
Несомненно, такого рода намазы становятся причиной блага, благодати и добра. Для мусульманина самым дорогим в его жизни является намаз.
Сказанное выше представляет собой добровольные деяния и молитвы, совершаемые женихами и невестами с благими намерениями в свою первую брачную ночь. Хорошо, когда они совершили их с благими намерениями, но если не совершили, ничего страшного в этом с точки зрения шариата нет. Те, кто не совершил намаз, не должны укорять себя, дескать, мы так не поступали, так что же теперь будет?
Из книги «Счастливая семья»