Признаться, разногласия бывают разными. Разногласия среди людей – естественное явление. Кроме того, существует разномыслие и в понимании, интерпретации религиозных текстов, что тоже естественно. Однако естественные разногласия (противоречия) возникают вследствие действий из добрых намерений и заканчиваются добром. Ярким примером тому могут служить разногласия и разномыслия между сахабиями, учеными табиъинами, в частности между уважаемыми и признанными мусульманами всего мира четырьмя мазхабами фикха. Их разногласия представляют собой милосердие для уммы в виде иджтихадов, совершенных муджтахидами в поисках истины.
Но те, кого мы называем раскольниками (зачинщиками разногласий), сделали раскольничество своей профессией. У них нет других забот и дел, кроме как провоцировать раскол и разногласия изнутри уммы. Они и близко не смогут подойти к степени совершения иджтихада. Однако их притязаний хватает на весь мир. Они обвиняют всех мусульман, кроме себя, в заблуждении, оставлении Куръана и Сунны, то есть отдалении от них.
Однако другим, помимо раскольничества, бросающимся в глаза их признаком является безмазхабничество. Хотя оказавшись среди людей, в безвыходной ситуации, они все же заявляют о том, что признают мазхабы, но на самом деле их деятельность основана на безмазхабстве.
Наряду с тем, что они отвергают мазхабы, которым издревле следует исламская умма в вопросах акийды и фикха, они сами взялись за создание нового мазхаба.
Безусловно, у них нет возможности создать полноценный новый мазхаб с самостоятельной основой. Они многому научились у действующих мазхабов, ибо без этого крайне трудно усвоить нашу религию. Например, эти безмазхабники не могут преподнести намаз и все остальные виды поклонений в другой форме, которая отличалась бы от форм их исполнения в мазхабах фикха, получивших распространение и известных среди мусульман на протяжении многих веков. Так как они сами усваивали религиозные науки на основе существующих мазхабов. Но позже, после того, как они заболели недугом безмазхабности, они стали утверждать: «Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мазхабов не было. Мы должны следовать веленному Аллахом и Посланником, а не словам основателей мазхабов». Пытаясь показать пример в соблюдении своих утверждений, они по-своему начинают извлекать из Куръана и Сунны новые положения и, допуская ошибки, становятся причиной разногласий. Вернее, старые безмазхабники уже допустили ошибки в подобных попытках и стали причиной разногласий. Нынешние безмазхабники не имеют возможности сказать что-либо новое и не способны ни на что, кроме как повторять утверждения своих предшественников. Словом, безмазхабники пытаются заставить мусульманскую умму отвергнуть мазхабы, основанные общепризнанными великими муджтахидами, и принудить мусульман последовать так называемому мазхабу «безмазхабства» тех, кто даже представления не имеет об иджтихаде и кто не имеет ничего, кроме пустых притязаний.
Как утверждают авторитетные улемы, в вынесении шариатских положений из Священного Куръана и Сунны безмазхабники придерживаются пути своих давних предшественников – мазхаба Захирия.
Из книги Разногласия: причины и решения
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф