Таким образом, мы видим, насколько важно для мусульман твердое следование Книге и сунне, непреклонное исполнение их требований. В Куръане и в сунне множество таких указаний. С помощью Всевышнего Аллаха мы изучим в этой главе некоторые из самых известных хадисов на эту тему.
58. Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, мой пример и пример того, с чем послал меня Аллах, подобны примеру человека, что пришел к своему народу и сказал: “О народ мой, поистине, я своими глазами увидел войско и поистине, я — нагой предостерегающий, спасайтесь!”.
И подчинилась ему часть его народа, и она быстро и своевременно ушла. А часть из них сочла его лжецом и осталась на своем месте. И напало на них на рассвете войско и уничтожило их.
И это — пример того, кто повиновался мне и последовал тому, что я принес, и того, кто ослушался меня и счел ложью истину, что я принес».
Пояснение: Этот хадис передается Абу Муса Ашъари радияллаху анху. Сначала познакомимся с этим человеком:
Его полное имя — Абдуллах ибн Кайc ибн Салим ибн Хазар ибн Харб. Его мать звали Таййиба бинти Вахб. Он имел произвище Абу Муса и был из рода Бани Ашъар.
Он родился в Йемене. Ислам принял до хиджры.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил его правителем в городах Зубайд и Адан, расположенных на побережье Йемена, где он обучал население Куръану.
Во время правления Умара ибн Хаттаба радияллаху анху он был назначен правителем Басры, а во время правления Усмана ибн Аффана радияллаху анху — правителем Куфы.
Ввиду того, что сначала он совершил хиджру из Йемена в Мекку, второй раз — из Мекки в Эфиопию и третий раз — из Медины в Эфиопию, его называют «трижды мухаджиром».
Хафиз Сиджистани говорит: «Абу Муса обладал достоинством, которого не было у других сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Он был одним из великих сподвижников, обладавшим чистым сердцем, благими намерениями, много постящимся, бодрствующим по ночам, совершая намазы «тахаджджуд».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назвал Абу Мусу Ашъари лучшим из искусных наездников и богатырей. Он передал 355 хадисов, умер в городе Куфе в возрасте 63 лет (44 г.х.).
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам разъясняет людям свою миссию на понятном для них примере. Его слова: «Поистине, мой пример и пример того, с чем послал меня Аллах», означают: правильно понять меня и мою умму. Здесь смысл передается метафорами арабского языка.
Некий человек «пришел к своему народу и сказал: “О народ мой, поистине, я своими глазами увидел войско и поистине, я — нагой предостерегающий, спасайтесь!”.
В этой притче Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уподобляет себя человеку, который послан в сторону противника и которому поручено следить за его приближением для того, чтобы предупредить о его наступлении, а свою умму он уподобляет народу, которому он должен своевременно сообщить о приближающейся угрозе.
Племена, опасавшиеся внезапного нападения врага, выставляли дозорных на подходах к места своего проживания. При приближении врага дозорный, сняв верхнюю одежду, размахивал ею, давая знак людям своего племени. Получив это предупреждение, племя готовилось к отражению угрозы. Пророк саллаллаху алайхи васаллам уподобил себя дозорному, размахивающему верхней одеждой. Как дозорный предупреждает свой народ о надвигающемся враге, так пророк предупреждает свою умму о надвигающемся для нее наказании ада в Судный день. Если дозорный предупреждал свой народ об опасности внешней, то пророк говорит: «О народ мой, мне был ниспослан вахий от Самого Аллаха. Наказания Судного дня и ада невыносимы! Я — истинный пророк! Уверуйте и ищите спасения!».
«И подчинилась ему часть его народа, и она быстро и своевременно ушла».
Услышав предупреждение, пока еще оставалось время, они сразу же ушли, спасаясь от врага. Так им удалось спастись.
«А часть из них сочла его лжецом и осталась на своем месте».
Другая же часть людей того племени, обвинив дозорного во лжи, не поверила его известию. Они решили, что никакой враг на них не наступает. В связи с чем, никуда не уходя, эта часть людей «осталась на своем месте».
Продолжая спокойно жить, с наступлением темноты, они пребывали в неведении.
«И напало на них на рассвете войско и уничтожило их».
Все те, кто не поверил предупреждавшему дозорному, были уничтожены до единого.
«И это — пример того, кто повиновался мне и последовал тому, что я принес, и того, кто ослушался меня и счел ложью истину, что я принес».
Уверовавшие в Пророка, в его божественную миссию, подчинившиеся сказанному им и последовавшие ниспосланной через него религии спасутся, подобно той части племени, которая поверила дозорному. Не поверившие Пророку, выступившие против него и объявившие ниспосланную через него религию ложью погибнут, подобно людям, которые, не поверив предупреждению дозорного, не опасаясь наступающего врага, пребывали в беспечности.
Подчинение Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, предупреждающему всех об опасности ввиду приближения Судного дня, заключается в твердом следовании Книге и сунне Пророка. Кто в этом мире уверует, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является пророком и, твердо следуя Книге и сунне, подчинится ему, подобно людям, поверившим вышеуказанному дозорному, тот обретет спасение и избежит наказаний Судного дня и ада.
Те, кто не захотел верить, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является пророком и не подчинился ему, кто не захотел твердо следовать Куръану и сунне, будут беззащитны перед лицом врага, подобно погрузившимся в сон невежества и беспечности людям, не поверившим предупреждавшему их дозорному.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Притчи, приводящие примеры из повседневной жизни, являются прекрасным средством разъяснения религиозных истин.
2. Миссия Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам заключается в предупреждении с целью избежать вечной гибели.
3. Уверовавшие и подчинившиеся Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам люди, непременно будут спасены.
4. Не поверившие и выступившие против Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам непременно окажутся в бедственном положении.
5. Наказания Судного дня подобны стремительно приближающемуся врагу.
Мы должны понимать, что причиной многих наших сегодняшних трудностей является неисполнение этого хадиса. Если мы не выйдем из сонного состояния невежества и беспечности и решительно не последуем по пути, указанному Пророком Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам, то нас ожидает великое несчастье.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.